Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Рейтинги
01.02.2013 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ГОСРЕГИСТРАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ©

В настоящее время в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2013» Беларусь занимает 9-е место по показателю «Регистрация предприятия», что свидетельствует об открытости государства к развитию бизнеса и привлечению иностранных инвесторов. Тем не менее дальнейшее совершенствование процесса госрегистрации субъектов хозяйствования, снятие бюрократических барьеров и препятствий к началу ведения бизнеса остаются одними из основных задач государства по либерализации условий экономической деятельности. В 2013 г. результатом такой работы явилось принятие Декрета Президента от 24.01.2013 № 2*.

В настоящее время в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2013» Беларусь занимает 9-е место по показателю «Регистрация предприятия», что свидетельствует об открытости государства к развитию бизнеса и привлечению иностранных инвесторов. Тем не менее дальнейшее совершенствование процесса госрегистрации субъектов хозяйствования, снятие бюрократических барьеров и препятствий к началу ведения бизнеса остаются одними из основных задач государства по либерализации условий экономической деятельности. В 2013 г. результатом такой работы явилось принятие Декрета Президента от 24.01.2013 № 2*.

Так, в частности, в целях сокращения количества процедур и, соответственно, времени, затрачиваемого в процессе создания компании, снимается обязанность с собственника имущества, учредителей (участников) создаваемой коммерческой организации по формированию уставного фонда до подачи в регистрирующий орган документов для госрегистрации. Заявленный уставный фонд (кроме организаций с иностранными инвестициями) должен быть сформирован в течение года со дня их госрегистрации. В случае его неформирования коммерческие организации обязаны будут в двухмесячный срок внести изменения в свои учредительные документы, связанные с уменьшением размера уставного фонда до фактически сформированного размера.

С учетом опыта иностранных государств в сфере госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования ограничиваются права собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, юрлица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но ее процесс не завершен, на обращение за госрегистрацией нового субъекта хозяйствования на территории Беларуси.

Декретом также установлено, что наименование (фирменное наименование) УП, имущество которого находится в частной собственности юрлица, не должно содержать указание на форму собственности.

В этой связи УП, имущество которых находится в частной собственности юридических лиц и наименования (фирменные наименования) которых содержат указание на форму собственности, обязаны при очередной корректировке уставов, но не позднее одного года с даты вступления в силу Декрета, внести в них изменения с учетом вышеуказанного требования.

Декрет устанавливает право кредитора, задолженность перед которым не погашена и интересы которого нарушены при ликвидации субъекта хозяйствования, на обращение в хозяйственный суд с иском о ликвидации. Это обеспечит защиту интересов кредиторов путем проведения ликвидации под контролем хозяйственного суда на основании вынесенного судом решения о ликвидации субъекта хозяйствования.

Для исключения необоснованного затягивания процедуры ликвидации установлен максимальный срок нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации (прекращения деятельности) — 9 месяцев с момента принятия решения о ликвидации, с правом продления его до 12 месяцев.

Для ограничения злоупотреблений со стороны собственников имущества (учредителей, участников), руководителя юрлица при выполнении обязанностей председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов), при наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не могут быть назначены указанные лица.

Не забыты наиболее социально незащищенные группы кредиторов (обращающиеся по требованиям вследствие причинения вреда жизни или здоровью либо по расчетам по оплате труда).

Так, в целях обеспечения дополнительной защиты их прав при ликвидации субъекта хозяйствования на ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность по самостоятельному установлению размера требований на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности, внесению в реестр требований кредиторов (вне зависимости от предъявления требований).

Кроме того, изменяется порядок размещения сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. В частности, закрепляется, что такие сведения размещаются в полном объеме на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в очередном приложении к журналу. При этом исходной точкой отсчета минимального двухмесячного срока для заявления кредиторами своих требований будет являться дата размещения сведений в Интернете.

*Текст Декрета см. в Информбанке, с. 2–10.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by