$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

КАК СОХРАНИТЬ СОЮЗНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ©

21.08.2015

Многие отрасли промышленности в странах Евразийского экономического союза переживают нелегкие времена. Вместо ожидавшегося бурного роста на общем рынке наблюдается спад производства и спроса, вместо усиления кооперации — обострение конкуренции, вместо расцвета инвестиций и инноваций — рост процентных ставок и технологическое отставание. Чтобы исправить положение и найти перспективы развития, Евразийская экономическая комиссия разработала проект основных направлений промышленного сотрудничества стран ЕАЭС на ближайшие 5 лет.

Согласно ст. 92 Договора о ЕАЭС промышленная политика в союзе должна осуществляться на основе принципов равноправия и учета национальных интересов государств — членов, взаимовыгодности, добросовестной конкуренции, недискриминации и транспарентности. Предполагается, что эти подходы лягут в основу разработки и реализации политик в торговой, таможенно-тарифной, конкурентной сферах, в области государственных закупок, технического регулирования, регулирования предпринимательской деятельности, транспорта и инфраструктуры. Проект, разработанный ЕЭК, призван определить способы достижения целей промышленной политики в ЕАЭС при помощи таких инструментов, как взаимодействие по перечню чувствительных товаров, организация совместных программ и проектов, направленных на повышение эффективности промышленного сотрудничества, развития приоритетных видов деятельности, взаимное информирование о планах развития промышленности. При этом на смену конкуренции должно прийти углубление промышленной кооперации, стимулирование роста, инноваций и экспорта, совместное противодействие негативным тенденциям в мировой экономике и преодоление существующих барьеров.

Нельзя бросить

Промышленный комплекс ЕАЭС «слишком велик, чтобы упасть» — в прошлом году в 5 союзных странах насчитывалось 495,3 тыс. промышленных предприятий, где работало 15,3 млн. человек — 19% от общей численности занятых. Объем произведенной в ЕАЭС промышленной продукции составил 1318 млрд. USD, инвестиции в основной капитал промышленности — 304 млрд. USD, вклад в формирование ВВП стран-участниц — 25,4%. Слабым местом евразийской промышленности остается производительность труда, которая составляет около 55% от уровня стран Евросоюза.

В союзной промышленности доминирует Россия — на нее приходится 87% объема промышленной продукции и 85% промышленного ВДС, тогда как на Казахстан — 7,4 и 10,7%, соответственно, Беларусь — 5 и 3,7%, Армению — 0,3 и 0,4%, Кыргызстан — 0,3 и 0,2%. На обрабатывающую промышленность в ЕАЭС приходится 64,8% совокупного объема промпроизводства, на добывающую — 25,1%, на остальные виды — 10,1%. В структуре обрабатывающей промышленности преобладают виды деятельности среднего технологического уровня.

В прошлом году сегмент транспортных средств и оборудования составил 118,1 млрд. USD (13,8% от емкости рынка в ЕАЭС), машин и оборудования — 83,5 млрд. (9,8%), металлургии — 109,1 млрд. (12,8%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 85,3 млрд. (10%), химической промышленности — 70,6 млрд. (8,3%), продукции из резины и пластмасс — 30,2 млрд. (3,6%), неметаллических минеральных продуктов — 40,7 млрд. (4,8%), текстильной и швейной продукции — 21,3 млрд. USD (2,5%). Суммарно эти сегменты формируют около 65% емкости общего рынка.

Данные о промышленности стран-участниц ЕАЭС представлены в таблице.

Существенно различается в ЕАЭС эффективность промышленности. В Беларуси рентабельность продаж составляет всего 7,7% из-за преобладания в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности и высокого уровня материалоемкости. В Казахстане этот показатель почти в 5 раз выше за счет значительной доли горнодобывающей промышленности, где рентабельность превышает 60%, тогда как в обрабатывающем секторе он составляет 8,5%. В России уровень рентабельности варьируется от 22,2% в горнодобывающей промышленности до 10,7% в обрабатывающей.

Белорусская промышленность теснее всех связана с партнерами по союзу. Более 60% отечественных промпредприятий кооперированы с российскими, а с казахстанскими — только 16,9%. По данным ЕЭК, 37,2% белорусских компаний закупают в РФ материалы, комплектующие и полуфабрикаты, 26,7% осуществляют поставки по кооперации в Россию, 10,5% заняты переработкой российского давальческого сырья, 2,2% создали совместные производства в РФ. Кооперацией наиболее охвачены: машиностроение, производство резины и пластмасс, изделий из кожи и обуви текстильное и швейное производство. Удельный вес российских промежуточных товаров в стоимости промышленной продукции Беларуси в 2014 г. составил 13,2%.

Основу белорусского промсектора формируют четыре отрасли: пищевая (23,6%) и химическая промышленность (9,9%), производство нефтепродуктов (16,2%) и машиностроение (14,6%). Эти же направления играют основную роль в обрабатывающей промышленности Казахстана и России. При этом каждая из стран декларирует намерение создать конкурентоспособную, структурно-сбалансированную промышленность, способную привлекать современные технологии, формировать и осваивать новые рынки инновационной продукции, эффективно решать задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны.

Поднимемся вместе

Как полагают в ЕЭК, совместное увеличение роста промпроизводства в государствах — членах ЕАЭС, сближение уровней промышленного развития, развитие кооперации и выпуска новой конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт, способны не допустить деиндустриализацию в союзе. Для предотвращения негативных последствий, в т.ч. от недобросовестной конкуренции по чувствительным товарам, в ЕАЭС предстоит не позднее 1.01.2017 г. договориться о допустимых объемах субсидирования в чувствительных отраслях, которые не приводят к нанесению ущерба экономикам ЕАЭС. Одновременно комиссия координирует разработку порядка введения ограничительных мер во взаимной торговле на внутреннем рынке ЕАЭС в целях нивелирования негативного воздействия на промышленность от существенных колебаний обменных курсов национальных валют.

Также ЕЭК предлагает создать ряд структур для реализации совместной промполитики. Одна из них — Евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации — должна включать общую информационную систему поиска и организации заказов в промышленности, проводить биржи субконтрактации, организовывать консультативную поддержку по поиску партнеров в кооперации. Однако если Беларусь всецело поддерживает разработку положения по использованию механизма учета технологических операций и их взаимного признания для получения доступа к субсидиям в субсидирующем государстве — члене, то Казахстан и Россия прохладно отнеслись к этой идее. В свою очередь, Минск и Астана не согласны с перспективой появления критериев отнесения товаров, произведенных на территории государств — членов, к товарам ЕАЭС — для целей государственных и муниципальных закупок при наличии запретов и ограничений при осуществлении таких закупок, за которые ратует Россия. Зато она выступает против признания товаров, произведенных на территории государств-членов, товарами ЕАЭС для целей госзакупок с учетом минимальных национальных критериев достаточной переработки с их последующим поэтапным повышением, которое поддерживают в РБ и Казахстане.

Инструментом формирования базы для перехода к новому технологическому укладу и сервисно-ориентированной модели промпроизводства в ЕАЭС должен стать Евразийский инжиниринговый центр. Кроме того, ЕЭК предлагает создать Евразийскую сеть трансфера технологий для продвижения инноваций, передачи знаний, прав на их использование, внедрения и/или коммерциализации. Для финансирования совместных проектов ЕЭК предлагает создать Евразийскую венчурную компанию (на базе венчурной компании ЦИТ ЕврАзЭС).

Пока проекты создания таких структур поддерживают лишь Россия и Беларусь. Казахстан, вероятно, не видит в них особого смысла. Отметим, что в программе развития до 2050 г., выдвинутой президентом Нурсултаном Назарбаевым, гораздо больше внимания уделяется интеграции страны в мировую экономику, чем евразийским проектам.

Нет согласия и в определении перечня приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества. Наша страна внесла в него 14 позиций: автомобилестроение, производство сельхозтехники, электрооборудования, стройматериалов, станкоинструментальная, химическая, легкая и микробиологическая промышленность, металлургия, деревообработка, ТЭК. Россия определила для себя 20 приоритетов (среди которых особое место занимает военно-промышленный комплекс), у Казахстана их 9, во многом совпадающих с российскими и белорусскими. В перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества, включен 71 вид продукции машиностроения, легкой промышленности, стройматериалов. Чувствительными ЕЭК предлагает считать товары, соответствующие одному из таких критериев, как высокий уровень конкуренции между производителями из различных государств — членов, постоянный, непрерывный технологический цикл производства, существенная доля в экспорте одной из сторон на общий рынок и/или рынки третьих стран, существенный вклад производства и экспорта в наполнение национальных бюджетов, промышленная специализация, высокий уровень бюджетных расходов на организацию производства и социальную значимость. Однако Россия пока не одобрила такой подход, а потому судьба попыток не допустить деиндустриализации в ЕАЭС остается туманной.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА