Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
21.04.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как снизить налоговые риски для IT-сектора

На круглом столе, организованном МНС и Ассоциацией налогоплательщиков, обсуждались проблемы налогообложения IT-компаний и возможные изменения налогового законодательства в этой сфере на 2018 год.

Налоговая система Беларуси продолжает совершенствоваться, она должна быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства и решать новые задачи, отметил первый замминистра по налогам и сборам Игорь Клепча. Поэтому МНС стремится вместе с представителями бизнеса найти адекватные варианты налогообложения в IT-сфере, решить все проблемные вопросы, чтобы обосновать соответствующие изменения в Налоговый кодекс на 2018 год.

Экспорт IT-услуг вносит весомый вклад в отечественную экономику, но особенности национального бухучета не позволяют исполнять налоговые обязательства без некоторых рисков, считает председатель Ассоциации налогоплательщиков Любовь Миронюк. Чтобы снизить эти риски, Ассоциация будет занимать активную позицию и пред­лагает своевременно внести по­правки в законодательство.

Одна из проблем связана с обложением НДС вознагражде­ний от оказания посреднических услуг, оказываемых нерезидентами по договорам на поиск потенциальных покупателей, исходя из норм подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК. С 1 января т.г. не платить НДС по посредническим услугам могут только те заказчики, чьи исполнители – резиденты ЕАЭС, которые платят этот налог у себя. Еще сложнее с налогом на доходы. Если посредник – электронная площадка, то получить справку о резидентстве для применения соглашения об избежании двойного налогообложения очень трудно или порой невозможно, отмечает эксперт Ассоциации налогоплательщиков, юрист Наталья Звороно. К тому же справка о резидентстве должна подаваться в оригинале вместе с налоговой декларацией. В ряде стран, например, в США, ОАЭ, Франции, Испании, Великобритании и Грузии, справка выдается в электронной форме. На практике  чаще всего налог уплачивается нашими IT-ком­паниями за счет собственных средств (причем его нельзя отнести на затраты). Есть и другой вариант, считает Н. Звороно: получить заверенную копию справки, например, Google, пред­ставленной в ИМНС другой белорусской ком­панией. Но некоторые участники круглого стола выразили сомнение, что такую компанию удастся найти и договориться с ней. Налоговая инспекция копию справки третьим лицам выдавать не обязана, отметила начальник управления международного на­логового сотрудничества МНС Алла Сундукова.

На круглом столе говорилось, что началась работа над изменениями в Декрет от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий», но эти поправки появятся еще не скоро. Был затронут вопрос о компаниях-спутниках резидентов ПВТ, используемых для распространения лицензий, участия в закупках и т.п. Н. Звороно обратила внимание на дочерние предприятия резидента ПВТ, компании-спутники, управляемые близкими род­ственниками учредителей или руководителей, а также учрежденные этими физическими лицами. По мнению эксперта, такая аффилированность создает повышенный риск, может привлечь внимание конт­ролирующих органов и грозит потерей статуса резидента ПВТ. Не должно быть отношений взаимозависимости в значении ст. 20 НК. Компания-спутник, как считает Н. Звороно, должна быть независима как в момент проведения тендера, так и в дальнейшем. Если же она используется только в период участия в процедурах закупок, а затем превращается в «спящую» компанию и никакой деятельности не ведет, то это может рассматриваться как схема обхода п. 3 Положения о парке высоких технологий, утв. Декретом № 12, где установлен перечень видов деятельности, разрешенных резидентам ПВТ.

На вопрос участника круглого стола, какая государству разница, кто владеет и управляет компанией-спутником, ответ был таков: налоговые льготы даются не для того, чтобы их использовать как схемы минимизации налогообложения.

В текущем году объем услуг через цифровые площадки существенно увеличился, отметила А. Сундукова. Сейчас рассматривается вопрос об уточ­нении порядка определения для таких объектов налоговой базы налога на доходы, а также видов доходов. Однако «многогранность» цифровых площадок не позволяет иногда определить место получения дохода, а сложность порой вызывает выявление фактического владельца дохода. Особенно это касается компаний, зарегистрированных как в «экзотических» странах, так и в Великобритании, которую А. Сундукова назвала «полуоффшором». Актуальными проблемами остаются заключение договоров в электронной форме, применение односторонних актов выполненных работ. Возможно, эти вопросы удастся урегулировать в 2018 г.

Участники круглого стола проявили интерес и к вопросам, связанным с зарплатой в валютном эквиваленте. Светлана Фридрих, эксперт Ассоциации налогоплательщиков, отметила, что «прописать» сумму в валюте можно и в трудовом договоре, и в штатном расписании, но выплачиваться зарплата должна только в белорусских рублях, а начислять и выплачивать зарплату в валюте можно, только если место заключения трудового договора – территория иностранного государства. А еще на круглом столе говорили про премирование, и тоже в связи с налогообложением. Зарплата работников у резидентов ПВТ облагается подоходным налогом по ставке 9%, а дивиденды – 13%, и порой выплату дивидендов в некоторых компаниях пытаются заменить премией, которая также облагается подоходным налогом по ставке 9%. Эксперт отметила, что налоговые органы в ряде случаев могут предъявить обоснованные претензии, особенно когда используется формулировка для премирования «по результатам хозяйственной деятельности».

Теперь главное, чтобы результаты обсуждения на этом мероприятии не пропали даром, а воплотились в правовые нормы, устраняющие пробелы и неясности налогового законодательства.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by