Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проекты
12.09.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как смягчить санкции для бизнеса

В проекте закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-­исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» содержится немало новаций. Некоторые из них, способны существенно облегчить жизнь предпринимателей и снизить риски ведения бизнеса в Беларуси – если, конечно, они будут приняты.

Проект предполагает либерализацию административной ответственности за нарушения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. В частности, снижаются штрафные санкции по 45 составам правонарушений, имущественные взыскания в ряде случаев могут быть заменены предупреждением, которое вводится в 21 норму об ответственности.

Сокращение конфискации

Планируется существенно со­кратить сферу применения конфискации. Нынешние правила применения этой меры постоянно критикуются биз­нес-сообществом. Ее применение несет серьезные последствия для субъекта хозяйствования, вплоть до банкротства. Теперь государство, кажется, готово отказаться от разового пополнения казны, чтобы со­хранить налогоплательщиков на будущее. Так, согласно проекту в 14 нормах конфискация заменяется штрафом, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета правонарушения. Это прежде всего касается самой болезненной темы, широко распространенной в последние годы: ч. 4 ст. 12.17 КоАП – приобретение, хранение, использование в производстве, транс­портировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов). Впрочем, штраф в размере 50% стоимости пред­мета административного правонарушения, которым планируется заменить конфискацию в п. 4 ст. 12.17 КоАП, тоже выглядит впечатляюще и мало обрадует бизнес.

Кроме того, предлагается исключить конфискацию из санкций по ч. 5 ст. 12.21 КоАП (производство юридическим лицом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий без распределенных ему частей квот на их производство или сверх распределенных частей квот), ч.ч. 5–7, 9 и 11 ст. 12.23 (нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий), ч. 1 ст. 12.30 (незаконное обращение нефтяного жидкого топлива), ст. 12.35 (нарушение требований о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками), ст. 14.2 (недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них), ст. 14.3 (покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров), ст. 14.4 (нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС), ст. 14.5 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) и ст. 14.7 КоАП (использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка).

В 7 нормах обязательная конфискация заменяется альтернативной, в 4 нормах устанавливается возможность час­тичной конфискации дохода, а не всей его суммы.

Планируется кардинально ог­раничить институт обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение. В настоящее время данная процедура по­зволяет конфисковывать имущество, принадлежащее доб­ро­совест­ному участнику граж­данского оборота в случаях, когда пред­мет правонарушения в момент его совершения не принадлежал правонарушителю либо принадлежал, но после совершения правонарушения был реализован добросовест­ному приобретателю. Такое пра­вовое регулирование не в полной мере согласуется с конституционным принципом неприкосновенности собственности и негативно влияет на инвестиционную привлекатель­ность.

Малой вине – меньше наказание

Возможность применения дан­ного института сохраняется, только если такое имущество запрещено к обороту или при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП (перемещение товаров через таможенную границу вне пограничных пунктов пропуска либо с сокрытием от таможенного контроля (с ис­пользованием тайников, других способов, затрудняющих их обнаружение)).

Предлагается избавить субъектов хозяйствования от административной ответственности за малозначительные деяния, формальные проступки, не связанные с причинением существенного вреда.

Одновременно авторы проекта предлагают закрепить об­щие условия привлечения субъ­ектов хозяйствования к административной ответственности, связанные с причинением существенного вреда. При отсутствии такого вреда ответственности будет подлежать виновный работник, а не одновременно работник и субъект хозяйствования. Пра­вда, для этого предстоит еще установить четкие объективные критерии, позволяющие разделить вину компании и ее конкретных сотрудников. Проектом предлагается установить в ст. 4.8 КоАП, что субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель и юридическое лицо) несет административную ответственность, ес­ли это предусмотрено санк­цией статьи, и совершенным деянием причинен имущественный вред в размере свыше 40 базовых величин, и (или) вред жизни и здоровью населения, и (или) создана угроза причинения вреда жизни и здоровью населения. При отсутствии такого вреда будет наказан только виновный работник компании, но не одновременно работник и субъект хозяйствования. Кроме того, индивидуальному предпринимателю (ИП) при наличии вреда в указанном размере будут грозить только санкции, предусмотренные для физического лица, не являющегося ИП (т.е. в тех же размерах, что и работнику юрлица при таких обстоятельствах), а не в повышенном размере. Таким образом, обеспечиваются равные условия ответственности юр­лиц и ИП за правонарушения, связанные с хозяйственной деятельностью.

Например, предлагается ис­ключить из санкций ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 13.4 КоАП (нарушение срока предоставления налоговой де­кларации (расчета)) взыскание для юридического лица. Ответственность будут нести виновные должностные лица. Но одновременно МНС инициирует возможность ограничиться здесь предупреждением, по­скольку переход на электронное декларирование сопровождается трудностями, особенно для некоторых бух­галтеров старшего поколения. Столь же гуманные побуждения лежат в основе предложений смягчения санкций и порядка их применения по ст. 13.6 КоАП, если на счетах плательщика не хватает денег для исполнения налогового обязательства, и по п. 1 ст. 13.8 КоАП в случае, если непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля не связано с умыслом не платить налоги.

Убрать все лишнее

Также из КоАП будут исключены 19 норм об ответственности, утративших актуальность или не востребованных правоприменителем. Их список довольно примечателен. На­пример, предлагается исключить из КоАП формальные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 11.3 (необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже),  ст.ст. 11.6 (невозвращение из-за границы валюты), 11.28 (несообщение членами органов управления банка сведений о приобретении ими акций банка и сделках с этими акциями), 12.34 необеспечение условий для эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем) и некоторые другие. Иногда логика здесь очевидна. Например, можно исключить формальное правонарушение, предусмотренное ст. 11.19 КоАП (нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов), поскольку есть штраф за неуплату или неполную уплату в установленный срок этих взносов по ст. 11.54 КоАП.

Менее логичным, на первый взгляд, кажется предложение убрать из КоАП ст. 11.71, предусматривающую штраф за включение недостоверных сведений или их пред­ставление для включения в кредитную историю или кредитный отчет. Но до сих пор эта статья не применялась, а если потребуется, то можно использовать меры дисциплинарной или административной ответственности по ст.ст. 23.1, 23.16 КоАП.

Расширяется в проекте перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением. Например, предлагается исключить наказание за неуплату налогов в относительно незначительном размере при условии устранения нарушения в течение 3 дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, оп­ределяющими единый порядок проведения контрольной (над­зорной) деятельности (ст. 5.5 КоАП).

* * *

Либерализация административной ответственности может идти в различных направлениях. Например, некоторые ста­тьи КоАП стоит отменить или смягчить, поскольку они явно стали барьерами для развития бизнеса или позволяют наказывать по формальным признакам без наличия реального вреда. Другие статьи порой предлагается изъять лишь потому, что  они на практике не применяются. Но это не значит, что названные в них нарушения не появятся – особенно если потенциальные нарушители будут уверены в своей безнаказанности. Это касается и многих других статей КоАП и УК, вводившихся в расчете на бурное развитие ипотечного и потребительского кредитования, фондового рынка, разнообразных финансовых инструментов и т.п. Все эти направления остались в зачаточном состоянии, а потому нарушать здесь особо нечего и наказывать некого – до тех пор, пока ситуация в экономике не изменится.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений