Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Как сельской школе заработать деньги?"

В следующем году в консолидированном бюджете предусмотрено выделить на образование 2933,3 млрд.руб., или с ростом к предыдущему году 25,8%. При этом из республиканского бюджета поступит 0,5 трлн.руб., а остальные, примерно 2,5 трлн., должны найти рай- и облисполкомы...
В следующем году в консолидированном бюджете предусмотрено выделить на образование 2933,3 млрд.руб., или с ростом к предыдущему году 25,8%. При этом из республиканского бюджета поступит 0,5 трлн.руб., а остальные, примерно 2,5 трлн., должны найти рай- и облисполкомы. Удельный вес бюджетных расходов на образование ко всему объему бюджетных расходов страны составит 20,5%. Если взять за основу денежную сумму в рублях, определенную в проекте закона о бюджете-2004, то внешне все выглядит достаточно прилично.

А теперь подойдем к вопросу несколько иначе. Закон о бюджете отличается от других тем, что действует только в течение одного года, т.е. носит временный характер. Поэтому при его рассмотрении нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не нарушались законы с длительным сроком действия, которые были приняты ранее. К чему я клоню? Уже почти два года работает Закон об образовании, в котором четко говорится о том, что ежегодно должно происходить увеличение финансирования системы образования относительно внутреннего валового продукта не менее чем на 0,3%. Что же мы имеем на практике? По отчету за 2002г. расходы консолидированного бюджета на эти цели составляли 6,81% от ВВП, в 2003г. планировалось 7% (но по уточненному плану будет 6,59%), а на 2004г. записано 6,48%. Говоря проще, из-за невыполнения Закона об образовании отрасль недополучит около 280 млрд.руб., которые были бы совсем не лишними для наших учреждений, особенно для школ.

Справедливости ради отмечу, что вообще удельный вес расходов по отрасли к ВВП составит 7%, но с учетом внебюджетных источников. А это означает, что в предстоящем году решение задач, стоящих перед образованием, будет обеспечиваться не только за счет прямого бюджетного финансирования, но и за счет денег, которые учреждения образования должны зарабатывать сами. Министерство образования уже приняло необходимые меры: создана нормативная правовая база, регламентирующая вопросы развития внебюджетной деятельности, утверждена программа мероприятий по ее организации. В следующем году надо заработать 220 млрд.руб. В большинстве своем деньги можно получить за оказание платных образовательных услуг. Высшие учебные заведения такую деятельность уже ведут. Но где и как заработать, к примеру, сельской малокомплектной школе? Вразумительный ответ на этот вопрос не может дать даже Министерство финансов. Между тем некоторые ретивые чиновники уже довели школам невыполнимые на практике планы по зарабатыванию денег. Депутаты возмущены подобным способом решения проблем образования и потребовали от Минфина дать подробное разъяснение в СМИ порядка ведения деятельности по изысканию внебюджетных источников с учетом особенностей каждого учебного заведения в отдельности.

Значительные средства могли бы поступать от аренды помещений и зданий учреждений образования, но здесь есть одна тонкость. В соответствии с постановлением Совета Министров учреждения обязаны перечислять 50% от заработной суммы в доход государства. Получается, что забот и проблем от этого сверх меры, а реальный доход незначительный. Мы предлагали Минфину уменьшить до 20% размер отчислений в республиканский бюджет денежных средств, полученных от сдачи помещений учреждений образования в аренду, а также освободить от уплаты налога на прибыль в части дополнительных средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, с направлением высвободившихся средств на развитие материально-технической базы. К сожалению, эти предложения не были поддержаны.

Проект бюджета на 2004г. не позволяет в полной мере обеспечивать финансирование тех расходов, которые нужны для обновления и дальнейшего развития материально-технической базы учреждений образования. В стране 30% зданий школ, училищ, колледжей, вузов морально и физически устарели. Многие постройки возведены в 50-е годы прошлого столетия, и нетрудно представить их состояние. На их капитальный ремонт запланировано выделить 8,4 млрд.руб. Но пока не решен вопрос, каким образом будут выделяться эти средства из местных бюджетов и появятся ли они там вообще.

Назрела необходимость и более детально проанализировать состояние уже существующей материальной базы наших учреждений образования, в полной мере использовать проводимую рационализацию их сети. В конце концов, детей в школах становится меньше, сокращается количество самих школ и учителей, в них работающих, а средства, выделяемые на образование в бюджетах всех уровней, растут. Поэтому главная задача сейчас -- найти рациональное применение направляемым в систему образования деньгам. Государство требует экономить. Может, кому-то это требование и не нравится, но оно -- правильное. Жить нужно по средствам. Евроремонты кабинетов знаний ученикам не прибавляют, а вот чистота, тепло и уют должны быть в каждом учебном заведении.

Конечно, нельзя не отметить тот факт, что даже при ограниченности ресурсов по-прежнему будут выделяться средства на питание и стипендии учащимся, в полном объеме будет выплачиваться заработная плата педагогам, причем предусматривается ее рост до запланированных 145 USD в среднем по отрасли. И даже чрезвычайно низкий заработок молодых педагогов (около 132 тыс.руб.) к концу 2004г. должен вырасти на 44%, т.е. до 190 тыс. По заверению Министерства образования, должно хватить денег на приобретение и выпуск учебников (выделено 8 млрд.руб.).

Как вы знаете, с 1 сентября 2003г. студенты, которые учатся на платной основе, могут получать льготные кредиты. Выдача этих кредитов будет гарантирована и в 2004г. Одновременно отмечу, что хотя в последнее время и происходит рост платного обучения, но бюджетные места в вузах и колледжах сохраняются в прежнем объеме.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений