Как сегодня регулируются закупки в строительной сфере
До недавнего времени в нашей стране порядок проведения всех закупок в строительной сфере регулировался Указом Президента от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ) и постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление № 88).
ОДНАКО 26 февраля 2018 г. вступил в силу Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).
В соответствии с нормой абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков РБ, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома (далее – бюджетные средства), а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).
Таким образом, Декрет исключил применение Указа и постановления № 88 для проведения закупок в строительной сфере, если их финансирование осуществляется без привлечения полностью или частично бюджетных средств.
В связи с принятием Декрета Указом Президента от 16.08.2018 № 322 были внесены соответствующие изменения в Указ.
Согласно подп. 1.11. п. 1 действующей в настоящее время редакции Указа требования данного нормативного акта не применяются при осуществлении закупок товаров (работ, услуг):
– без использования средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совмина, кредитов банков РБ, привлеченных под гарантии Совмина, облисполкомов и Мингорисполкома;
– для аварийно-восстановительного ремонта капстроений (зданий, сооружений).
Таким образом, нормы Указа приведены в соответствие с требованиями Декрета, и порядок выбора процедур закупок в строительной сфере, установленный Указом, сегодня применяется исключительно для закупок, финансируемых за счет бюджетных средств, и при условии, что такие закупки осуществляются не для аварийно-восстановительного ремонта.
РАССМОТРИМ действующий в настоящее время порядок выбора процедур закупок в сфере строительства.
Напомним, что в соответствии с подп. 1.1. и подп. 1.2. Указа, если иное не установлено данным нормативным актом, закупки товаров, работ, услуг при строительстве должны осуществляться путем проведения одной из следующих процедур: подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве (далее – торги), биржевые торги или переговоры.
При этом биржевые торги проводятся в соответствии с законодательством о товарных биржах. Кроме того, исключение составляют централизованные госзакупки медизделий, проводимые в порядке, определенном законодательством о госзакупках.
В соответствии с новой редакцией подп. 1.4. п. 1 Указа проведение подрядных торгов является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в подп. 1.6 и 1.8 п. 1 Указа, и иных случаев, определенных Президентом, при заключении договоров о строительстве объектов при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин (далее – БВ) и более.
В соответствии с подп. 1.5. п. 1 Указа при строительстве объектов, для заключения договоров о строительстве которых обязательным является проведение подрядных торгов в соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа, обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах), если иное не предусмотрено Президентом, в случае размещения необходимых для строительства заказов на:
– разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
– выполнение проектных и изыскательских работ;
– закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. БВ и более;
– оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. БВ и более.
Предмет закупки |
Стоимость закупки (каждого вида товаров, работ, услуг) |
Применяемая процедура |
Заключение договоров о строительстве объектов (выбор подрядчика на строительство объекта) |
Независимо от стоимости |
Подрядные торги |
Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации |
Независимо от стоимости |
Подрядные торги |
Выполнение проектных и изыскательских работ |
Независимо от стоимости |
Подрядные торги |
Закупка товаров |
3000 БВ и более |
Торги |
менее 3000 БВ |
Переговоры |
|
Закупка товаров, входящих в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утв. постановлением Совмина от 16.06.2004 № 714 |
3000 БВ и более, если товар |
Биржевые торги |
менее 3000 БВ |
Переговоры |
|
Оказание инженерных услуг |
3000 БВ и более |
Подрядные торги |
менее 3000 БВ |
Переговоры |
|
Выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ |
3000 БВ и более |
Подрядные торги |
менее 3000 БВ |
Переговоры |
Во всех остальных случаях, не предусмотренных в подп. 1.4 и подп. 1.5 п. 1 Указа, проведение подрядных торгов, торгов или биржевых торгов не является обязательным, и заказчик вправе применить для проведения закупки процедуру переговоров.
ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ порядок выбора процедур закупок, финансируемых за счет бюджетных средств, для объектов, общая стоимость строительства которых составляет 6 тыс. БВ и более, приведен в таблице.
Что касается объектов, общая стоимость строительства которых менее 6 тыс. БВ, то все закупки, финансируемые за счет бюджетных средств, для таких объектов заказчики вправе проводить посредством процедуры переговоров.
Кроме того, как и ранее, ряд исключений из вышеуказанных норм для закупок, финансируемых за счет бюджетных средств, содержат п.п. 1.6. и 1.8. Указа.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ коснемся еще одного вопроса.
Как отмечалось выше, сейчас нормы Указа и постановления № 88 не применяются для проведения закупок в строительной сфере, если их финансирование осуществляется без привлечения полностью или частично бюджетных средств. Однако возникает вопрос: требуется ли субъектам хозяйствования применять какие-либо процедуры для проведения закупок в строительной сфере, финансируемых за счет собственных средств предприятий?
В данном случае следует напомнить, что в обязанности любого руководителя входит контроль за надлежащим расходованием средств организации.
Кроме того, необходимо помнить, что в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» при осуществлении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Учитывая данные требования, следует рекомендовать, в первую очередь, госорганизациям и организациям, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности, разработать и утвердить локальные нормативные акты, регулирующие порядок проведения закупок за счет собственных средств в сфере строительства.