Как рекламным агентствам пережить пандемию
Коронакризис серьезно «проехался» по рекламной индустрии Беларуси. Многим рекламодателям пришлось сократить бюджеты больше, чем в два раза, отменить тендеры, а то и вовсе отказаться от платных источников продвижения. Это обвалило доходы рекламных агентств (далее – РА).
По данным IAB Belarus, четверть РА еще в марте сократили сотрудникам зарплату и рабочий день, а то и вовсе отправили в неоплачиваемый отпуск или уволили. Почти треть РА заявили о готовности изменить род деятельности из-за сокращения количества заказов.
С другой стороны, это следствие резкого снижения платежеспособности потребителей: все торговые ниши отметили снижение продаж, особенно в категориях «Путешествия» и «Товары из Китая». И хотя пользователи стали чаще просматривать целевые страницы, однако это не приводит к росту количества покупок.
Из-за падения продаж вести рекламу по модели СРС (cost per click, оплата за клики) или СРМ (cost per mille, оплата за показы) в период кризиса становится невыгодным. Это приводит к тому, что цена за клики увеличивается, а конверсия падает. Получается, что пользователи просто «скликивают» и без того урезанные бюджеты.
Какие меры могут помочь РА? В белорусском отделе глобальной партнерской сети Admitad предложили изменить саму бизнес-модель.
Арбитры трафика
В то время как одни рекламодатели сокращают бюджеты (в категориях «Мебель и товары для дома», «Книги», «Товары для спорта», «Подарки и цветы», где объемы продаж упали от 20% до 60%), другие, где был отмечен повышенный спрос (например, онлайн-гипермаркеты, доставка еды и продуктов), и вовсе отказались от платных источников трафика и рекламы в Интернете. В таких условиях РА помимо оптимизации штата и зарплат могут выбрать и другую модель работы – перейти на СРА (Cost per Action, оплата за результат), когда рекламодатели платят за уже оплаченный заказ. Так удастся не только сохранить рекламодателей, которые собрались сократить расходы на маркетинг, но и использовать более рационально доверенные бюджеты. Кроме того, заказчикам не придется тратиться на нерелевантный трафик.
Суть модели работы по СРА заключается в том, что компании платят за совершенные и доставленные продажи, а не за показы рекламы или клики. При этом рекламодатель сам выбирает, какие виды рекламы ему необходимы и на каких условиях он готов сотрудничать с веб-мастерами (в частности, с РА). Последние берут на себя все расходы на привлечение клиентов и тестирование рекламных кампаний. Рекламодатель заранее закладывает вознаграждение веб-мастеру в маржу с продажи.
Сотрудничество с СРА-сетями может открыть доступ к рекламодателям из новых, ранее недоступных, сегментов и даже из других стран. Выбор СРА-сетей сейчас широк, каждая предлагает свои условия и работает с разными категориями рекламодателей.
В Беларуси из глобальных игроков пока выделяется, пожалуй, только Admitad, наладивший контакты со всеми крупными ритейлерами страны.
РА может начать работу с оффером (коммерческим предложением) из другой ниши. Скажем, с финансовой или онлайн-игры. Можно взять оффер из другого региона (Россия, Америка, европейские страны). И такой пример в Беларуси уже есть, когда
РА работает с казахстанскими финансовыми офферами (пример выхода на другие страновые площадки), т.к. на нашем рынке пока нет своих финансовых предложений.
В Admitad рассказали, что в Украине они работают РА, которое выступает как полноценный веб-мастер и использует сразу несколько источников трафика – кешбек, купоны и контекстную рекламу.
Сколько можно заработать с помощью СРА?
Чтобы оценить потенциальный заработок, необходимо учесть проценты конверсии, подтверждения и ставку вознаграждения.
Ниже приведен пример расчета, сколько РА может заработать на арбитраже трафика. В колонке слева - перечень активных офферов Admitad, т.е. рекламодателей, готовых платить за реализованные продажи.
РА бесплатно получают в распоряжение современные инструменты СРА-маркетинга, которые доступны всем веб-мастерам: браузерные расширения, боты, инструменты для работы по СРА в офлайне.
Это новая бизнес-модель, когда на офлайн-площадках веб-мастеров (например, печатные журналы или газеты, рекламные буклеты) публикуются промокоды рекламодателей, после использования которого пользователем веб-мастер получает вознаграждение. Так РА получают возможность приводить рекламодателям трафик по совершенно новым сценариям.