Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как размножается бухучет

Разделение учета на бухгалтерский и налоговый в связи с введением нового Типового плана счетов стало одной из главных проблем белорусских бухгалтеров в 2004г...
Разделение учета на бухгалтерский и налоговый в связи с введением нового Типового плана счетов стало одной из главных проблем белорусских бухгалтеров в 2004г. Как и зачем это деление произошло, можно ли без него обойтись или хотя бы сгладить его последствия?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к целям учета и его месту в управлении экономикой. С появлением элементов рыночной экономики для большинства предприятий стало важно не просто произвести товар, но и продать его, получить кредит, привлечь инвестиции, организовать управление так, чтобы быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, снижать издержки, наращивать прибыль. Соответственно, основными задачами бухгалтерского учета и отчетности стало обеспечение внешних и внутренних пользователей полной и достоверной информацией о деятельности и имущественном положении предприятия, его доходах, расходах, обязательствах, использовании ресурсов. Однако эти цели в основном остались лишь на страницах Закона о бухучете. На практике все последние 12 лет главной заботой учетных работников был расчет налогов. Задолго до того, как определение налогового учета (осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы) появилось в ст.62 Общей части НК РБ, все действия бухгалтеров были направлены именно на него.

Доминирование налогового учета проявлялось прежде всего в том, что отнесение сумм на те или иные счета влекло за собой соответствующие налоговые последствия. И наоборот -- требования налогового законодательства определяли почти каждую проводку. Например, отнесение суммы в кредит счета 46 автоматически делало ее выручкой для обложения отчислениями в целевые бюджетные фонды и НДС, в кредит счета 80 -- налогооблагаемой прибылью, в дебет счетов учета затрат -- расходами, исключаемыми при расчете налога на прибыль, а на счет 81 -- не исключаемыми. Правила налогообложения стали определять и порядок ведения бухучета в организации. Баланс и отчет о прибылях и убытках предоставляются не руководству и инвесторам, а налоговым органам, которых интересует лишь правильность исчисления и уплаты налогов. Учет, таким образом, постоянно подстраивается под фискальные потребности и не выполняет задач, для которых создавался. Так, обороты, облагаемые налогами, стали считать доходами, даже если это противоречило экономическому содержанию операции и ГК. Это было удобно для бухгалтера и еще больше -- для ревизора. Но в результате завышается прибыль и взимаются "налоги на убытки". Часть расходов не признается вообще путем нормирования или откладывается во времени (например, курсовые разницы), что ведет к масштабному сокрытию убытков. С каждым годом из-за расширения базы обложения налоговая нагрузка становится все обременительней, несмотря на снижение ставок налогов.

ОДНАКО даже чахлые ростки рыночной экономики требуют иного бухучета, позволяющего грамотно организовать управление предприятием. Для этого нужна информация не столько о налогооблагаемой базе, сколько о фактически происходящих хозяйственных процессах. Искажение этой информации вследствие приоритета налогового учета достигло таких масштабов, что стало не только препятствовать общению с иностранными инвесторами, но и угрожать экономической безопасности страны. Именно поэтому государство реанимировало почти забытую программу перехода на МСФО и обновило ее. Это было не следование всеобщей моде, а объективная потребность в обеспечении управляемости народным хозяйством.

Строго говоря, бухгалтерский учет состоит из "троицы": финансового, управленческого и налогового, которые суть единство объекта учета, но различаются по целям, методам и ожидаемым результатам. Правда, практики на себе ощущают лишь последний, что и превратило отечественные бухгалтерии, скорее, в налоговые посты, чем в часть менеджмента предприятия.

С введением в действие нового Плана счетов появился шанс на появление в Беларуси финансового учета, который должен обеспечить сведение точных данных по движению активов, расходов и обязательств в виде финансовой отчетности (в РБ ее пока именуют бухгалтерской), и управленческого учета. Цель последнего -- предоставить информацию для решения внутренних задач управления: планирования, калькулирования, бюджетирования и т.п.

Тактическая цель управления в условиях рыночной экономики -- получение прибыли, что и записано в Законе "О предприятиях" и Гражданском кодексе как цель создания коммерческих организаций. Несмотря на то что уплата налогов является обязанностью субъектов хозяйствования, целью их существования она не является даже в Беларуси. И как только бух-учет повернулся к обслуживанию этой задачи, взгляды на ситуацию в экономике страны начали меняться. Первым сигналом стало резкое -- на 60% -- увеличение числа убыточных предприятий по итогам февраля 2004г. Отметим, что это явление правительство приняло мужественно и оценило компетентно, быстро разобравшись, что идти к процветанию придется с гораздо более дальнего старта, чем казалось в прошлом году. Техническая инструкция бухучета, которой, по сути, является План счетов, неожиданно (и не совсем заслуженно) стала макроэкономическим фактором. Куда более серьезным реформаторским шагом стало изложение в Инструкции, утв. постановлением Минфина от 2004-02-17г. N 16, принципов составления отчетности. Именно на их основе может быть подготовлена достоверная информация о состоянии предприятия, изменениях в прибыли и капитале. Но понять смысл этих принципов и научиться их применять на практике придется еще долго и бухгалтерам и законодателям и контролирующим органам.

На Западе все три учета максимально сближены. Принципы управленческого учета являются необходимыми для финансового учета. Результат, полученный при ведении финансово-управленческого учета, периодически трансформируется в данные для управленческого с поправкой на внешние факторы. В основе налогового учета -- данные, полученные при максимальном сближении финансового и управленческого учета. Таким образом, существует фактически один учет, который устраивает все заинтересованные стороны.

БУДУЩЕЕ белорусской экономики зависит от инвестиций, в том числе иностранных. Но кто даст добровольно свои деньги, не убедившись, что они будут эффективно использоваться, что их не украдут? Один из важнейших факторов доверия -- высококачественный бухучет в понятных инвестору, легко читаемых формах. Именно поэтому переход на международные стандарты финансовой отчетности стал одной из важнейших институциональных реформ. Бухучет следует привести в соответствие со здравым смыслом, убрать те надуманные барьеры, которые ведут к управленческим ошибкам. Запутанные, малопонятные инструкции, позволяющие делать противоречивые выводы и наказывать невиновных, следует отменить и ввести четкие и выполнимые правила. При этом совершенно необязательно переписывать с ошибками российские нормативные акты, которые сами являются переводом международных стандартов, причем не всегда точным.

РАДИКАЛЬНЫЙ переход на новые принципы в приказном порядке по всей стране с нового отчетного года, не подготовленный ни организационно, ни технически, привел к вполне предсказуемым результатам. Нестыковка нормативных актов министерств, регулирующих бухучет и налогообложение, породила множество проблем для учетных работников. Государство, отказавшись от более или менее длительного переходного периода, явно недооценило степень различия вводимых новшеств и сложившейся налоговой системы. Поэтому реформирование оказалось очень сложным для бухгалтеров и технически, и психологически. Многолетняя привычка к определенным терминам, набору приемов и методов работы, стереотипы мышления будут еще долго создавать неразбериху и конфликтные ситуации.

УЧЕТ по международным стандартам невозможно навязать. Он появляется по мере приближения экономики к рыночным отношениям. Соблюдения МСФО за рубежом (в т.ч. у наших партнеров по Единому экономическому пространству) требуют акционеры, которым необходима объективная информация для принятия решений о судьбе организации как своей собственности, менеджеры, подотчетные акционерам, банки, чье благополучие зависит от положения заемщиков, потенциальные инвесторы, которые оценивают реальную рыночную информацию о прибыльности вложений. Достоверная информация нужна государству для управления экономикой страны. Если же таких пользователей нет, то достоверную отчетность бухгалтерам готовить не для кого и незачем. Пока в Беларуси получение руководством организации достоверных сведений о ее финансовом положении менее важно, чем подача в инспекцию МНС данных о начислении и уплате налогов, принципы МСФО останутся невостребованными. Рядовому бухгалтеру проще ограничиться налоговым учетом, тем более что привычный пользователь -- инспектор МНС постоянно рядом, а санкции -- всегда на горизонте.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений