$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КАК РАСТИ БУДЕМ

27.12.2011

Глава государства указами от 23.12.2011 № 590 и № 591 утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития и основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год.

Так в 2012 г. рост валового внутреннего продукта прогнозируется на уровне 5–5,5% (на 2011 г. планировалось 9–10%), продукции промышленности — 6–7% (против 9–9,5% на текущий год), сельского хозяйства — 4–5% (7–8%), экспорта товаров и услуг — 11,6–12,3% (16–16,4%). Сальдо внешней торговли товарами и услугами должно составить 2,3–2,7% к ВВП, а поступление прямых иностранных инвестиций на чистой основе — в объеме 3,7 млрд. USD (сумма куда более реалистичная, чем 6,4–6,5 млрд., которые власти надеялись получить в 2011 г.).

Требуемая рентабельность продаж в промышленности — 10–11% (8–9% на 2011 г.), а в сельском хозяйстве — 4–4,5% (6–8%). Снижение уровня материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах) запланировано на уровне — 2–3%, а уменьшение энергоемкости ВВП — на 3–4% (6–7%). В то же время удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции — 13,5–14,5%.

По мнению авторов документа, достижение параметров, определенных Указом № 590, позволит обеспечить качественный уровень жизни населения. Предполагается, что его реальные располагаемые денежные доходы в 2012 г. должны составить 103–103,5% к уровню текущего года.

Правительству поручено принять меры по повышению эффективности работы отраслей и секторов экономики, в т.ч. за счет обеспечения ее инновационного развития, конкурентоспособности, снижения материалоемкости и энергоемкости произведенной продукции, работ и услуг, утвердить на 2012 г. перечень республиканских государственных нужд и госзаказчиков по поставкам (закупкам) товаров, принять меры по совершенствованию системы финансирования органов госуправления, а также в течение следующего года осуществлять другие меры по выполнению Указа № 590.

Интересно, что по сравнению с прогнозом на текущий год, утвержденным Указом от 19.11.2010 № 596, на следующий год показателей несколько меньше. Так, в Указе № 590 нет планов по вводу в эксплуатацию жилья. Сегодня очевидно, что запланированных в 2011 г. 7,5 млн. м2 построено не будет, а в 2012 г. можно рассчитывать примерно на половину этого объема. И пока отечественные строители ищут заработки за рубежом, число желающих улучшить жилищные условия будет сокращаться не столько за счет ввода новых квартир, сколько благодаря ужесточению доступности постановки на очередь. Заодно отказались и от назначения процентов роста инвестиций в основной капитал — при нынешнем оскудении бюджетного финансирования и запредельных ставках по кредитам тут загадывать не приходится. «Выпали» из новогоднего прогноза также численность занятых в экономике и производительность труда. Это тоже закономерно: немало граждан, заполняющих собой среднесписочную численность персонала предприятий, отправились искать средства для жизни за пределы экономики, в которой они должны быть заняты по плану. К тому же гиперинфляция, девальвация и их последствия породили в республике такой ресурс демотивации работников, что ставить сегодня задания повышения производительности труда было бы неосторожно: административными методами тут не поможешь.

Сначала нужно восстановить стабильность финансовой системы. Значительная роль при этом отводится монетарным методам. Так, в соответствии с Указом № 591 инструменты денежно-кредитной политики в 2012 г. должны быть направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. При этом Нацбанк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики. Обещается, что обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Нацбанка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов.

Регулятор планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют. Если эти планы сбудутся, то новый год обойдется без потрясений на валютном и финансовом рынках.

Ставка рефинансирования к концу следующего года должна составить 20-20-23% годовых — вдвое меньше, чем сегодня. Таким образом, она выйдет на положительный уровень, если будут соблюдены планируемые параметры инфляции (рост потребительских цен на уровне 19-19-22%). Соответственно, должны снизиться как стоимость кредитов, так и номинальная доходность депозитов в национальной валюте. Впрочем, заметим, что в реальном измерении только тогда и будет обеспечена фактическая сохранность сбережений вкладчиков.

Прирост требований банков к экономике должен достичь 17—23% (т.е. 40% к ВВП), а международные резервные активы в соответствии с методологией МВФ на конец 2012 г. — 6,1—7 млрд. USD — т.е. даже меньше, чем на начало декабря т.г. (7,36 млрд.). Но это и неудивительно: в Основных направлениях не зря оговаривается, что размер резервов планируется с учетом погашения республикой внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте и привлечения ПИИ. И если зарубежный капитал может подвести, то долги все равно придется платить.

Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Нацбанк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит овернайт и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке регулятора). Обещается, что кредитная эмиссия Нацбанка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Кроме того, наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в госпрограммы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.

Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков. Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Конкретные проценты роста параметров банковской системы, в отличие от прошлых лет, тоже не указаны.

Любопытно, что в отличие от аналогичных документов, принимавшихся в предыдущие годы, Указ № 591 не задает параметры роста денежной массы и коэффициент монетизации экономики. Правда, в последнее время не раз звучали заверения в том, что в 2012 г. денежная эмиссия не станет главным источником роста. Но численное подтверждение этим словам почему-то не последовало. Взамен говорится, что в 2012 г. должно быть обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. При этом Нацбанку поручено продолжить работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств — участников Единого экономического пространства (об остальных контрагентах речи здесь нет), а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. Впрочем, этим дело не ограничится. Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в т.ч. пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области. Кроме того, продолжится формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата, а также работа по сближению национальной системы бухучета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.

Большое место в планах монетарных властей республики отводится международному сотрудничеству. Так, продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Беларуси и России, а также других стран ЕЭП и СНГ. Продолжится взаимодействие Нацбанка и отечественного банковского сектора с МВФ, Всемирным банком, МФК, ЕБРР, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Достижение назначенных рубежей, по мнению властей, вполне реально. Хочется верить, что так оно и есть, несмотря на провал большинства показателей отчетного года в республике и мрачные прогнозы состояния мировой экономики на 2012 г., которые наперебой дают сегодня специалисты международных финансовых организаций и ученые. На этом фоне благодушная оценка властями собственных просчетов в экономике в уходящем году и возвращение к традиционным административно-командным рецептам, в т.ч. в ценообразовании, выглядят не очень убедительно. Похоже, что снижение цен на российские нефть и газ в сочетании с доходами от продажи «ржавой трубы» кажется властям достаточным базисом для сохранения прежней социально-экономической модели, дополненной для разнообразия призывом жить по средствам.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях