$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КАК РАСПУТАТЬ ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ©

25.11.2014

В Беларуси объем перекрестного субсидирования в тарифах на энергию снизился до 690 млн. в этом году с 1085 млн. USD в 2012 г. Процесс продолжится и в следующем году, рассказал в интервью «ЭГ» генеральный директор ГПО «Белэнерго» Евгений ВОРОНОВ.

— Евгений Олегович, какой будет тарифная политика ГПО «Белэнерго» для промышленного сектора в новом году? Могут ли крупные потребители энергии рассчитывать на некоторое снижение тарифов?

— В рамках разработки проекта прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2015 г. органы госуправления рассматривали возможные варианты по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей реального сектора экономики. В частности, предполагается установление индивидуальных (сниженных) тарифов на электрическую и тепловую энергию для отдельных организаций, осуществляющих определенные виды экономической деятельности; снижение тарифов на электрическую энергию на 0,5 цент/кВтЧч (дополнительная плата за энергию) для всех промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше по отношению к действующим тарифам. Предлагается введение дифференцированных (в зависимости от технических параметров теплоносителя) тарифов на тепловую энергию.

Вместе с тем, учитывая, что ликвидация перекрестного субсидирования напрямую связана с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, этот вопрос является весьма социально чувствительным. Поэтому он не может быть решен одномоментно и требует сбалансированных и выверенных решений, а также их поэтапной реализации.

— Будет ли в новом году рост тарифов для населения выше уровня инфляции и почему?

— Действующие в настоящее время тарифы на услуги по энергоснабжению для населения не позволяют в полной мере возместить затраты на их оказание. Невозмещаемая часть затрат компенсируется путем установления для юридических лиц более высоких тарифов на энергоресурсы, то есть за счет перекрестного субсидирования. Правительство принимает меры по сокращению перекрестного субсидирования населения с целью повышения эффективности деятельности промышленных предприятий и обеспечения конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках за счет сокращения в структуре цен на отпускаемые им энергоресурсы доли перекрестного субсидирования.

Государственной программой развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 г., утв. постановлением Совмина от 29.02.2012 № 194 (в редакции постановления Совмина от 8.10.2013 № 892), предусмотрено поэтапное увеличение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. К 2015 г. его уровень должен составить не менее 60%. При этом тарифы на услуги по электроснабжению для населения в 2015 г. должны полностью компенсировать затраты на их оказание.

Вместе с тем энергоснабжающие организации ГПО «Белэнерго» постоянно реализуют мероприятия по снижению затрат на производство и реализацию энергоресурсов. Необходимо отметить ввод в эксплуатацию высокоэффективных генерирующих мощностей, обеспечение их эффективной загрузки, реализацию мероприятий по энергосбережению.

Цена газа в 2011 г. по сравнению с 2006-м увеличилась в 4,4 раза (с 63,6 до 278,3 USD/ тыс. м3) и несколько снизилась в 2014 г. (до 207,3 USD/тыс. м3). Между тем тарифы в долларовом эквиваленте для населения в 2012 г. по сравнению с 2006-м снизились: по электрической энергии — на 18,2% (или на 0,89 цент/кВтЧч), а по тепловой энергии — на 47,9% (или на 6,41 USD/Гкал).

Для потребителей реального сектора экономики тарифы в долларовом эквиваленте выросли в 2012 г. по сравнению с 2006-м: по электрической энергии — в 2 раза (или на 7 цент/кВтЧч), а по тепловой — в 3,1 раза (или на 31,3 USD/Гкал).

В целях сокращения перекрестного субсидирования Указом от 5.12.2013 № 550 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента РБ» предусмотрено, что субсидируемые государством тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, в том числе услуги по электро- и теплоснабжению, ежегодно повышаются с 1 января, исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном 5 USD по среднегодовому значению обменного курса белорусского рубля к доллару США в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития страны на очередной финансовый год. Кроме того, эти услуги ежеквартально индексируются в течение финансового года с учетом роста доходов населения в размерах, не превышающих фактически сложившихся темпов роста номинальной начисленной заработной платы по стране за предыдущий квартал.

— Как в текущем году выглядит уровень возмещения затрат на производство электро- и тепловой энергии населением?

— В результате ежегодно реализуемых энергоснабжающими организациями ГПО «Белэнерго» мер по сокращению затрат на производство, передачу и распределение энергии и принятых регулирующими органами госуправления решений о повышении тарифов для населения на электрическую и тепловую энергию в последние 2 года уровень возмещения затрат тарифами для населения повысился в 2014 г.: по электроэнергии — до 81,4%, по тепловой энергии — до 22,2%. Соответственно величина перекрестного субсидирования в тарифах на энергию снизилась с 1085 млн. USD в 2012 г. до 690 млн. в 2014-м.

— Как изменились в этом году тарифы для льготных категорий предприятий?

— Проделанная работа по снижению затрат позволила в 2014 г. в целях стимулирования развития высокоэффективных энергоемких производств установить индивидуальные (сниженные) тарифы на электрическую и тепловую энергию для отдельных организаций, осуществляющих определенные виды экономической деятельности.

По сравнению с тарифами, действовавшими в 2013 г., произошло их снижение для некоторых организаций Минстройархитектуры, концернов «Белнефтехим» и «Беллесбумпром» и других предприятий республики с целью повышения эффективности их деятельности.

— Национальная стратегия устойчивого развития предполагает, что к 2020 г. должен быть сформирован оптовый рынок электроэнергии Беларуси. С чего будет начат этот процесс и когда? Какие выгоды это принесет стране?

— Создание оптового рынка электрической энергии в Беларуси в первую очередь увязывается с интеграционными процессами. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе создание общего электроэнергетического рынка планируется осуществить следующим образом: утвердить до 1 июля 2015 г. концепцию формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; до 1.07.2016 г. — программу формирования общего электроэнергетического рынка Союза, предусмотрев срок выполнения ее мероприятий до 1 июля 2018 г. По завершении выполнения мероприятий этой программы предполагается заключить международный договор в рамках ЕАЭС о создании общего электроэнергетического рынка со вступлением его в силу не позднее 1 июля 2019 г.

В настоящее время Консультативный комитет по электроэнергетике при Евразийской экономической комиссии разрабатывает Концепцию формирования общего рынка электроэнергии и мощности государств — участников ЕАЭС.

Договор ЕАЭС содержит принципы формирования общего электроэнергетического рынка, среди которых есть и поэтапная трансформация структуры национальных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с целью выделения конкурентных и монопольных видов деятельности. С учетом этого в нашей стране должен быть решен ряд управленческих и организационных вопросов. В частности, должно быть обеспечено формирование затрат раздельно на всех стадиях производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии. Для этого должно быть ликвидировано перекрестное субсидирование в тарифообразовании, созданы новые инфраструктурные организации, в т.ч. РУП «Высоковольтные электрические сети».

С учетом этапов формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, предусмотренных в Концепции, в целях создания правовой основы выделения конкурентных и монопольных видов деятельности в электроэнергетике необходимо доработать концепцию закона «Об электроэнергетике» и принять этот закон.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях