$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как работает ЧУП

01.02.2008

Как уже сообщала «ЭГ», органы госуправления по поручению Совета Министров подготовили разъяснения по вопросам функционирования частных унитарных предприятий, созданных индивидуальными предпринимателями в соответствии с Указом от 28.06.2007 № 302. Приводим тексты этих документов.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства письмом от 18.01.2008 № 02-01-03/31 «Об использовании жилых помещений не по назначению» в связи с возникающими вопросами по использованию жилых помещений индивидуальными предпринимателями, перерегистрировавшимися в частные унитарные предприятия (далее — ЧУП), разъясняет.

Согласно части 4 ст.8 Жилищного кодекса использование не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их части производится по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами с соблюдением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности.

В соответствии с п.18 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом от 16.03.2006 № 152 (в ред. Указа от 6.09.2007 № 402), для принятия решения о согласовании использован ия не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их частей гражданин обязан представить в местный исполнительный и распорядительный орган следующие документы и (или) сведения:

заявление;

технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на одноквартирный, блокированный жилой дом или его часть;

домовую книгу (при ее наличии);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи собственника одноквартирного, блокированного жилого дома или его части на использование жилого дома или его части не по назначению.

В случае, если местным исполнительным и распорядительным органом было принято решение в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами, разрешающее индивидуальному предпринимателю использование не по назначению одноквартирного, блокированного жилого дома или его части, при перерегистрации таким индивидуальным предпринимателем в частное унитарное предприятие в соответствии с Указом от 28.06.2007 № 302 за ним сохраняется право на дальнейшее использование не по назначению такого жилого помещения с осуществлением прежнего вида деятельности. При осуществлении иных видов деятельности решение местного исполнительного и распорядительного органа должно быть принято повторно.

Национальный банк в связи с поступающими запросами о разъяснении отдельных требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций частными унитарными предприятиями, письмом от 21.01.2008 № 28-20/10 «О разъяснении порядка ведения кассовых операций ЧУП» сообщает:

В соответствии с подп.1.1 Указа от 15.10.2007 № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальным предпринимателем частных унитарных предприятий и их деятельности» ЧУП, создаваемые в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утв. Указом от 28.06.2007 № 302 (далее — Указ № 302, Положение № 302), в течение одного года с даты государственной регистрации осуществляют кассовые операции в порядке, установленном законодательством для ИП.

В соответствии с п.3 Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 26.03.2003 № 57 (далее — Правила № 57), банки должны устанавливать своим клиентам, работающим с наличными деньгами, лимит остатка кассы. Вместе с тем для индивидуальных предпринимателей сделано исключение — согласно п.10 Правил № 57 они освобождены от необходимости устанавливать лимит остатка кассы.

В соответствии с п. 11 Правил № 57 ИП, открывшие счета, независимо от использования ими наемного труда, самостоятельно, без согласования с банком, определяют порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, если они соблюдают одновременно следующие условия:

работают с использованием кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

имеют в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин.

ИП, которые открыли текущие (расчетные) банковские счета и которым поступила выручка наличными деньгами за предыдущий месяц в размере, превышающем 500 базовых величин, обращаются в банк до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором размер выручки превысил 500 базовых величин, за установлением порядка и сроков сдачи наличных денег, размера расходования наличных денег из выручки. ИП до конца календарного года сдают выручку и расходуют наличные деньги из выручки в порядке, согласованном с банком.

Таким образом, ЧУП в течение одного года с даты госрегистрации не нужно устанавливать лимит остатка кассы. Порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки ЧУП будут устанавливать самостоятельно, без согласования с банком, если они осуществляют прием выручки только с использованием кассовых суммирующих аппаратов (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и в течение года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не будет превышать 500 базовых величин.

В случае, если ЧУП поступила выручка наличными деньгами в размере, превышающем 500 базовых величин, оно должно обратиться в банк до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором размер выручки превысил 500 базовых величин, за установлением порядка и сроков сдачи наличных денег, размера расходования наличных денег из выручки. ЧУП до конца года, исчисляемого с даты государственной регистрации, сдают выручку и расходуют наличные деньги из выручки в порядке, согласованном с банком.

Все остальные ЧУП, то есть те, кто не соответствует условиям, указанным в п.11 Правил № 57, обязаны согласовать с банком порядок и сроки сдачи выручки согласно п.6 Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 24.08.2007 № 166 (далее — Правила № 166), а также размер расходования наличных денег из выручки согласно п.17 Правил № 166. При этом размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы ЧУП, устанавливается дифференцированно в зависимости от потребностей и вида уставной деятельности ЧУП, но не более 50% поступившей выручки в месяц.

Кроме того, в соответствии с п. 15 Правил № 166 разрешение обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки в соответствии с законодательством не требуется:

юридическим лицам, обособленным подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам — при выплате сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию;

юридическим лицам, обособленным подразделениям — при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую в соответствии с законодательством сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;

юридическим лицам, обособленным подразделениям, предпринимателям — на расчеты с магазинами-складами в пределах норм, установленных законодательством;

предпринимателям независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и имеющим в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин;

юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам — при выплатах физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

комиссионным магазинам на выплату физическим лицам — комитентам.

Разрешение обслуживающего банка не требуется юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами, на указанные цели.

По истечении одного года с даты госрегистрации ЧУП должны обратиться в банк за установлением лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки.

В соответствии с п.5 Правил № 166 обслуживающие банки не вправе отказать при обращении ЧУП в установлении им лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. В этом случае они обязаны соблюдать установленные обслуживающим банком лимиты остатков касс, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки в течение срока, установленного в решении обслуживающего банка.

Действие п.1.1 Указа от 15.10.2007 № 496 в том числе распространяется и на расчеты наличными денежными средствами, предусмотренные абзацем вторым подп.5.1 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом от 29.06.2000 № 359, которым определено, что расчеты наличными денежными средствами допускаются индивидуальными предпринимателями, сдающими в кассы банков наличные денежные средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг), с юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в пределах размера зачисленных на текущие (расчетные) счета наличных денежных средств — в порядке, установленном Национальным банком. Банки не вправе отказать в выдаче наличных денежных средств с расчетных (текущих) счетов ЧУП, созданных в соответствии с Указом № 302, в пределах размера зачисленных на счета наличных денежных средств от реализации товаров (работ, услуг).

Нацбанк письмом от 23.01.2008 № 31-14/170 «Разрешение на осуществление валютных операций» сообщает следующее:

В соответствии с подп.20.9 п.20, пп. 28, 53 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.07.2005 № 112 (далее — Инструкция № 112), ЧУП, созданным в соответствии с Положением № 302, Нацбанк разрешает:

приобретение наличной иностранной валюты для расчетов за пределами РБ по сделкам, предусматривающим импорт, путем перечисления белорусских рублей в ее оплату с текущего (расчетного) счета частного унитарного предприятия или путем внесения наличных белорусских рублей (в том числе путем приобретения наличной иностранной валюты в обменных пунктах либо кассах банков);

продажу банку наличной иностранной валюты (в том числе путем совершения валютно-обменных операций в обменных пунктах либо кассах банков), ранее приобретенной для осуществления расчетов за пределами РБ по сделкам, предусматривающим импорт.

Валютно-обменные операции частным унитарным предприятием осуществляются:

покупка наличной иностранной валюты за безналичные белорусские рубли — в порядке, предусмотренном в п.42 Инструкции № 112;

покупка наличной иностранной валюты за наличные белорусские рубли — в порядке, предусмотренном Правилами осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.06.2001 № 170;

продажа наличной иностранной валюты за безналичные и за наличные белорусские рубли — в порядке, предусмотренном названными Правилами.

Ответственность за совершение валютных операций в соответствии с настоящим разрешением несут частные унитарные предприятия.

Банки не осуществляют проверку достоверности сведений о создании частного унитарного предприятия в соответствии с Положением.

Срок действия разрешения — до 1 января 2009 г.

Национальный банк письмом от 23.01.2008 № 31-14/171 «Разрешение на осуществление валютных операций» сообщает:

В соответствии с п.21 и подп.27.6 п.27 Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утв. постановлением Правления Нацбанка от 17.01.2007 № 1, ЧУП, созданным в соответствии с Положением № 302, Нацбанк разрешает:

использовать наличную иностранную валюту для осуществления расчетов за пределами Республики Беларусь по сделкам, предусматривающим импорт;

вносить на свои счета неиспользованную наличную иностранную валюту, ранее снятую со своих счетов либо приобретенную на внутреннем валютном рынке РБ для осуществления расчетов за пределами РБ по сделкам, предусматривающим импорт.

Ответственность за совершение валютных операций в соответствии с настоящим разрешением несут частные унитарные предприятия.

Банки не осуществляют проверку достоверности сведений о создании частного унитарного предприятия в соответствии с Положением.

Срок действия разрешения — до 1 января 2009 г.

Минфин и МНС письмом от 19.01.2008 № 15-3/45 и № 1/23 «О ведении учета частными унитарными предприятиями и использовании ими прибыли» разъясняют следующее:

1. ЧУП, созданные в соответствии с Указом № 302 и которые при применении упрощенной системы налогообложения освобождены от ведения бухгалтерского учета и отчетности, ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — книга доходов и расходов). Форма книги учета доходов и расходов и порядок ее заполнения утверждены постановлением МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты, Минстата от 19.04.2007 № 55/60/59/38.

Прибыль ЧУП, остающаяся в его распоряжении, определяется как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов за вычетом налога при упрощенной системе налогообложения, а также произведенных и документально подтвержденных расходов по:

оплате приобретенных товаров, сырья, материалов и других производственных ресурсов;

оплате работ (услуг), выполненных (оказанных) сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами для ЧУП;

расчетам по оплате труда;

уплате других налогов, сборов (пошлин);

уплате платежей в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты;

погашению процентов за пользование кредитами банков и займами других организаций;

оплате приобретенных основных средств и нематериальных активов;

оплате других расходов, связанных с производственной деятельностью частного унитарного предприятия.

Произведенные расходы подтверждаются первичными учетными документами (товаросопроводительными документами, счетами-фактурами, актами выполненных работ, платежными документами, кассовыми чеками (с приложением товарных чеков в том случае, если кассовый чек не содержит информацию о приобретенном товаре, работе, услуге) и т. д.).

Указанные ЧУП вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

2. ЧУП, которые в соответствии с законодательством ведут бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях, руководствуются едиными методологическими основами и правилами, установленными Законом от 18.10.1994 «О бухгалтерском учете и отчетности», Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 30.05.2003 № 89, иными нормативными правовыми актами по бухучету.

При этом ЧУП приспосабливают применяемые регистры бухучета к специфике своей работы.

Прибыль, остающаяся в распоряжении ЧУП, ведущих бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях, определяется в виде разницы между прибылью от реализации товаров, продукции (работ, услуг), от операционных и внереализационных операций и налогами, сборами (пошлинами) и другими обязательными платежами в бюджет, уплачиваемыми из прибыли.

3. Периодичность определения прибыли устанавливается частными унитарными предприятиями самостоятельно. Цели и порядок использования прибыли, остающейся в распоряжении ЧУП, должны быть отражены в его уставе.

При этом следует иметь в виду, что выплата частным унитарным предприятием части прибыли, остающейся в распоряжении этого унитарного предприятия, его собственнику как физическому лицу в соответствии со статьей 35 Налогового кодекса признается дивидендом.

Согласно Закону «О подоходном налоге с физических лиц» эти дивиденды облагаются подоходным налогом по ставке 15% при каждой выплате.

Государственный комитет по стандартизации письмом от 19.01.2008 № 04-04/112 «О сертификации товаров по заявкам индивидуальных предпринимателей и ЧУП» сообщает следующее:

В настоящее время для ИП — плательщиков единого налога и ЧУП действует сокращенный перечень непродовольственных товаров, подлежащих обязательной сертификации, установленный постановлением Госстандарта от 8.10.2007 № 51, подп.2.3 (принято взамен постановления Госстандарта от 30.07.2004 № 35). Он включает следующие группы продукции:

бытовые электрические приборы;

бытовая радиоэлектронная аппаратура;

средства вычислительной техники;

светотехнические изделия;

часы;

бытовая аппаратура, работающая на газообразном топливе;

средства связи;

электротехнические изделия;

станки малогабаритные для индивидуального пользования деревообрабатывающие;

сварочные материалы;

запасные части, принадлежности механических транспортных средств категорий M1, M2, M3;

велосипеды;

маломерные суда;

служебное и гражданское оружие, конструктивно сходные с оружием изделия;

шланги водопроводные гибкие;

моющие средства.

На товары легкой промышленности, включая одежду и обувь, строительные материалы, мебель, парфюмерно-косметическую продукцию, игрушки и другие товары сертификат соответствия для индивидуальных предпринимателей и ЧУП не требуется.

Приказом Госстандарта от 28.04.2005 № 72 определены упрощенные процедуры сертификации товаров для ИП. Эти процедуры распространены и на ЧУП приказом Госстандарта от 17.08.2007 № 161.

В настоящее время для получения сертификата ИП либо ЧУП направляет в орган по сертификации заявку по установленной форме, а также имеющиеся у него документы, подтверждающие безопасность и качество товара (при наличии).

При этом в одной заявке на сертификацию могут объединяться товары разных наименований, относящиеся к одной из групп продукции, например, электробытовые нагревательные приборы разных наименований.

Органы по сертификации могут выдавать сертификаты соответствия на партии товаров без их испытаний на основании признания предъявленных зарубежных документов, подтверждающих безопасность товаров (в отдельности или в совокупности):

протоколов испытаний товаров в лабораториях предприятий-изготовителей или в других испытательных центрах и лабораториях;

европейских деклараций о безопасности товаров, принятых предприятиями-изготовителями;

протоколов испытаний продукции, завозимой в республику ранее;

сертификатов соответствия на товары, выданные в государствах — участниках СНГ;

сертификатов соответствия, выданных европейскими уполномоченными (нотифицированными) организациями по подтверждению соответствия продукции требованиям Директив ЕС;

сертификатов соответствия на системы качества изготовителей по международному стандарту ISO 9001.

При сертификации товаров, на которые не представлены достаточные документы, подтверждающие их безопасность и качество, органы по сертификации могут ограничиться проведением сертификационных испытаний по показателям, отражающим наибольшую опасность для потребителя.

Результаты полученных испытаний могут использоваться для выдачи сертификатов многократно при последующих поставках.

Сертификаты соответствия выдаются на ввозимые товары для ИП на срок до 1 года с учетом объема партий и пожеланий заявителя. В сертификате соответствия указывается объем сертифицированной партии (партий) товара и его идентификационные признаки.

В выдаваемых сертификатах соответствия на партии указываются по желанию ИП и ЧУП торговые объекты, в которых будет реализовываться товар, а также наименования продавцов товара.

Сертификация товаров может проводиться без предъявления в орган по сертификации удостоверений о государственной гигиенической регистрации товаров.

Стоимость работ по сертификации при отсутствии необходимости проведения испытаний (если не представлены вышеперечисленные документы по безопасности продукции) составляет не более 2 базовых величин.

Приказом Госстандарта от 17.08.2007 № 161 определен также ряд других положений по сертификации, направленных на создание благоприятных условий для перехода ИП в ЧУП.

Так, сохранено действие сертификатов соответствия на товары, выданных ранее индивидуальным предпринимателям, при создании ими ЧУП путем внесения в сертификаты соответствующих отметок органом по сертификации.

В настоящее время Госстандарт дал поручение органам по сертификации продукции рассматривать заявки ИП и ЧУП на сертификацию с выдачей сертификата соответствия при условии предъявления вышеуказанных документов о качестве и безопасности ввозимого товара (в случаях, когда можно сделать заключение без проведения испытаний) в течение 2 рабочих дней после подачи документов.

Органам по сертификации поручено в течение одного рабочего дня давать разъяснения по обращениям ИП и ЧУП по вопросам отнесения ввозимого товара к продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Минторг письмом от 19.01.2008 № 07-01-05/29к «О согласовании режима работы индивидуальных предпринимателей» разъясняет:

Порядок режима работы торговых объектов определен законами от 28.07.2003 № 231-3 «О торговле», от 9.01.2002 № 91-3 «О защите прав потребителей» и предусматривает самостоятельное определение режима работы владельцем торгового объекта по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом. Режим работы рынка устанавливается органами управления (руководителем) рынка по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

В соответствии с п.6 ст.9 Закона от 20.02.1991 № «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительный комитет согласовывает режим работы предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям необходимо самостоятельно определить режим работы своих торговых объектов в новых условиях и направить его на согласование в местные исполнительные и распорядительные органы.

Учитывая, что индивидуальный предприниматель не может работать ежедневно более 8 часов, режим работы его торгового объекта может отличаться от режима работы магазина, торгового центра, в которых индивидуальный предприниматель арендует площади.

В случае необходимости временного закрытия торгового объекта (болезнь, отпуск, для проведения ремонта, закупки товаров, плановых санитарных дней и в других случаях) ИП руководствуется п.3 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утв. постановлением Совмина от 7.04.2004 № 384, согласно которому продавец должен своевременно предоставить покупателю информацию об этом с отражением в ней времени открытия торгового объекта. При этом ИП должен согласовать с администрацией магазина, торгового центра, рынка, в которых он арендует площади, продолжительность временного закрытия торгового объекта.

Необоснованное закрытие торгового объекта рассматривается как нарушение режима работы и может являться основанием для аннулирования действия специального разрешения (лицензии).

Согласование исполкомом режима работы ИП осуществляется в установленном порядке.

Минэкономики и Минюст письмом от 19.01.2008 «Об уплате государственной пошлины за внесение изменений в специальное разрешение (лицензию) в связи с сокращением количества торговых мест» разъясняет:

В соответствии с Указом от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

В случае, если выполнение данной нормы вызывает необходимость у ИП сокращать количество торговых мест, следует внести соответствующие изменения в специальное разрешение (лицензию) в части исключения из него указаний на те торговые места, на которых деятельность осуществляться не будет.

В соответствии с положениями Декрета от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае внесения изменений в специальное разрешение (лицензию) в связи с изменением законодательства государственная пошлина не взимается.

Соответственно, в случае обращения индивидуального предпринимателя в указанной ситуации в лицензирующий орган за внесением изменений в специальное разрешение (лицензию) в части исключения торговых мест представление документа об оплате государственной пошлины не требуется.

Государственный таможенный комитет в «Рекомендациях по представлению к таможенному оформлению товаров третьих стран, ввозимых из Российской Федерации в адрес частных унитарных предприятий» разъяснил следующее:

Товары, происходящие из Российской Федерации, ввозимые резидентом Республики Беларусь (в том числе частным унитарным предприятием) от резидента РФ на таможенную территорию РБ, таможенному контролю и таможенному оформлению не подлежат. Такие товары подлежат декларированию для целей статистического учета. Обращаем внимание, что при статистическом декларировании ряда товаров (рыба и ракообразные, моллюски, тропические плоды и орехи, кофе, чай, сахар, мыло, обувь, бытовая техника, магнитофоны, аппаратура видеозаписывающая, видеопроизводящая, передающая, приемная, телевизоры, мебель, часы; перечень утвержден постановлением ГТК от 10.07.2001 № 33) требуется представление оригинала сертификата происхождения товаров формы СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. При отсутствии такого сертификата товары подлежат таможенному оформлению в общем порядке.

Для соблюдения действующего законодательства при ввозе товаров третьих стран из Российской Федерации ЧУП необходимо знать следующее:

1. При ввозе товаров, приобретенных в розничной торговле за границей, не требуется наличие внешнеторгового договора, регистрации паспорта сделки и перевозки товаров под таможенным контролем.

2. До приобретения товаров третьих стран и их ввоза в РБ из РФ целесообразно уточнить о наличии (отсутствии) запретов и/или ограничений на ввоз таких товаров РБ. Если получение специального разрешения и/или лицензии компетентного органа государственного управления является условием ввоза этих товаров в РБ, получить такое разрешение (лицензию). В частности, требуется получение лицензии Министерства торговли на инсектициды; фунгициды; гербициды, противовсходные средства и регуляторы роста растений; алкогольную продукцию (водка, коньяк, вино и т. д.); непищевую спиртосодержащую продукцию (парфюмерно-косметическая продукция (духи, одеколоны, туалетные и душистые воды, включая наборы, косметические средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), средства для очистки кожи лица, лосьоны, тоники, маски очищающие и другие аналогичные средства, средства для укрепления и укладки волос, химической и холодной завивки волос, фиксации прически, лосьоны после бритья, дезодоранты и антиперспиранты индивидуального назначения, включая наборы, дезодоранты для помещений, освежители воздуха), жидкие моющие и чистящие средства, очистители для стекол и зеркал, стеклоомыватели автомобильные, антидетонаторы, антиоксиданты, ингибиторы смолообразования, загустители, антикоррозионные вещества и прочие присадки готовые), растворители, антифризы и жидкости антиобледенительные и т. д.).

3. Уточнить ставки таможенных пошлин на ввозимые товары, чтобы оценить размеры таможенных платежей за ввезенные товары при таможенном оформлении товаров.

Справочно. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются в соответствии с Указом Президента от 31.12.2007 № 699 на основании классификационных кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 25.06.2007 № 829.

Сборы за таможенное оформление товаров составляют сумму от 20 до 50 EUR в эквиваленте за каждую партию товаров, предъявляемых к таможенному оформлению, в зависимости от кода товаров по ТН ВЭД РБ.

4. Уведомить таможенный орган о ввозе товаров на таможенную территорию РБ путем представления таких товаров на складах временного хранения (далее — СВХ), расположенных в зоне оперативной деятельности таможни, в которой зарегистрирован получатель.

Справочно. Доставить товары на СВХ обязан перевозчик, если такие товары ввозятся на таможенную территорию РБ автомобильным транспортом. При этом перевозчик не вправе без разрешения таможенного органа выгрузить, перегрузить на другое транспортное средство или передать ввезенный на таможенную территорию товар его получателю или иному лицу (кроме осуществления соответствующих операций на СВХ).

Товары должны быть доставлены на СВХ до их размещения на склад заявителя таможенного режима, получателя либо иного лица (кроме владельца СВХ), в том числе при доставке товаров в ручной клади, автотранспортом ЧУП (легковой автомобиль, микроавтобус).

Адреса СВХ можно узнать на сайте ГТК (http//customs. 2Qv.by).

5. Заключить с владельцем СВХ договор на оказание услуг по их хранению. Этим договором может быть предусмотрена возможность оказания и других услуг (например, погрузочно-разгрузочных работ, заполнение таможенных деклараций, представление комплекта документов в таможенный орган для таможенного оформления товаров и др.).

6. Во избежание простоя транспортного средства, при необходимости, можно выгрузить товары из транспортного средства для хранения на СВХ в соответствии с таможенной процедурой временного хранения товаров.

Справочно. В минимальном перечне документов должны присутствовать:

— уведомление о размещении товаров в зоне таможенного контроля (выдает владелец СВХ);

— специальные разрешения и/или лицензии компетентного органа государственного управления на ввоз этих товаров в Республику Беларусь(при необходимости, см. п.2);

— имеющиеся коммерческие документы (инвойс, инвойс-проформа, счет, счет-проформа);

— имеющиеся транспортные (перевозочные) документы (товарно-транспортная накладная).

7. Заявить таможенный режим в отношении поступивших товаров не позднее 60 календарных дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру временного хранения товаров на СВХ.

Справочно. Для составления таможенной декларации с целью помещения товаров под таможенный режим целесообразно обращаться к таможенным агентам (представителям), которые в том числе могут и рассчитать необходимые таможенные платежи.

8. Уплатить необходимые таможенные платежи для получения свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

Справочно. Уплата, как правило, производится через банк, обслуживающий плательщика таможенных платежей. Плательщиком может выступать любое заинтересованное лицо.

9. Представить таможенную декларацию инспектору таможни. В случае получения отказа в выдаче свидетельства о помещении товара под таможенный режим — устранить указанные в документах недостатки или другие выставленные требования инспектора и повторно подать таможенную декларацию.

Справочно. Таможенная декларация и иные необходимые документы представляются лицом, уполномоченным ЧУП на составление таможенного документа, к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим или уполномоченным должностным лицом таможенного агента (представителя).

При этом для подтверждения заявленных сведений в таможенной декларации ЧУП могут быть представлены следующие документы: спецификации; счета-фактуры; акцептованные счета-проформы; товарные чеки; кассовые чеки; квитанции; иные первичные документы, отражающие факт совершения ЧУП внешнеэкономической сделки, являющиеся основанием для бухгалтерских записей.

В соответствии со статьями 67, 124 и 125 Таможенного кодекса таможенное оформление


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях