Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проекты
24.06.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КАК ПРОПИТЬ АВТОМОБИЛЬ©

Депутаты Палаты представителей сразу в двух чтениях приняли законопроект, серьезно ужесточающий административную и уголовную ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения, в т.ч. предлагается конфисковывать транспортное средство независимо от его юридической принадлежности при повторном в течение года задержании нетрезвого водителя за рулем.

Депутаты Палаты представителей сразу в двух чтениях приняли законопроект, серьезно ужесточающий административную и уголовную ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения, в т.ч. предлагается конфисковывать транспортное средство независимо от его юридической принадлежности при повторном в течение года задержании нетрезвого водителя за рулем.

Пьяные за рулем «достали» всех. Их не пугают ни большие штрафы, ни изъятие водительских удостоверений. Ежегодно ГАИ выявляет 50–55 тыс. водителей, управляющих автомобилями в состоянии опьянения, из них свыше 4 тыс. привлекаются к уголовной ответственности по ст. 3171 УК. Однако почти четверть из них в течение года совершают аналогичное преступление повторно.

Остановить таких рецидивистов, считают авторы законопроекта, инициатором разработки которого стала прокуратура страны, можно только конфисковав транспортное средство (ТС).

ПРЕДЛАГАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ ст. 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса (далее — УК) предусматривает дифференцированную, в зависимости от тяжести наступивших последствий, уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нетрезвым водителем. Если это преступление повлекло по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, то предлагается ввести наказание в виде лишения свободы до 7 лет, в случае смерти двух и более лиц — от 4 до 10 лет. Кроме того, водитель будет лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Соответствующая поправка предлагается и в ч. 2 ст. 57 УК, согласно которой до 10 лет увеличивается срок лишения свободы за неосторожные преступления.

Действующая редакции ч. 1 ст. 3171 УК предусматривает за управление транспортным средством в пьяном виде максимум лишение свободы на срок до 2 лет. Специалисты считают это недостаточно эффективным: в большинстве случаев (71%) виновные отделываются лишением управления транспортными средствами со штрафом.

Новое содержание ч. 1 ст. 3171 УК грозит не только ограничением и лишением свободы на срок до 2 лет, но и дополнительными наказаниями в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В ч. 2 ст. 3171 УК за те же деяния, совершенные лицом, ранее судимым за такое преступление, к аресту и ограничению свободы дополнительно вводится штраф, а срок ограничения и лишения свободы устанавливается от 1 до 3 лет. Кроме того, планируется дополнить ч. 6 ст. 61 УК нормой о специальной конфискации (т.е. о принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства) транспортного средства, которым управлял пьяный водитель, независимо от права собственности (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц).

На сессии депутат Владимир Черевач сообщил, что на практике автомобили и сегодня изымаются — в ходе следствия для обеспечения уплаты штрафа. Если в течение месяца после приговора суда штраф не уплачен, то судебные исполнители с целью его уплаты реализуют транспортное средство.

Таким образом, за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачу управления ТС такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением указанных средств и веществ, совершенных в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, авто будет конфисковано.

УСИЛИВАЕТСЯ и административная ответственность. Если действующая ст. 18.16 КоАП предусматривает штраф от 15 до 35 базовых величин (т.е. сегодня от 1,5 до 3,5 млн. Br) с лишением прав от 1 года до 3 лет, то предлагаемые поправки увеличивают штрафы от 50 до 100 БВ (10 млн. Br) с лишением прав на 3 года.

Разработчики законопроекта, ссылаясь на международный опыт, в качестве примера приводят соседнюю Латвию, где за «пьяную» езду могут оштрафовать на сумму, эквивалентную 10 тыс. USD, и лишить водительских прав на срок до 4 лет.

Что касается штрафов, то едва ли кто-нибудь будет протестовать против них, кроме самих водителей-выпивох. Другое дело — конфискация автомобиля. Готово ли белорусское общество поддержать такую меру? По-видимому, да. По крайней мере, в соседней России, где проблема вождения в нетрезвом виде не менее злободневна, в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ, 85% респондентов поддержали предложение приравнять управление авто в нетрезвом виде, приведшее к гибели человека, к умышленному убийству, и увеличить максимальный срок лишения свободы с 7 до 15 лет. 64% россиян считают необходимым конфисковывать автомобиль, если человек второй раз задержан пьяным за рулем.

Правда, при знакомстве с законопроектом конфискация вызывает немало вопросов. Ведь автомобиль — это частная собственность. И не всегда он принадлежит тому, кто им управляет. Например, автоинспектор останавливает нетрезвого водителя, уже привлекавшегося к административной ответственности, на угнанном автомобиле. Хорошо, если владелец сможет доказать, что он свое авто добровольно не передавал задержанному. А если нет? К тому же одно дело старая иномарка, и другое — добротный автомобиль, деньги на покупку которого собирала вся семья.

После принятия и вступления в силу поступившего в парламент законопроекта будут подлежать конфискации автомобили, принадлежащие организациям и ИП. Представьте, что у небольшой фирмы, занимающейся перевозкой грузов, по вине выпившего водителя конфискован автомобиль, кредит за который не выплачен. С большой долей уверенности можно предсказать, что она в такой ситуации окажется банкротом. Не слишком ли суровое наказание за допущенную ошибку при подборе кадров?

ДЕПУТАТЫ дружно поддержали документ. Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Людмила Михалькова, которая возглавила рабочую группу по подготовке к рассмотрению проекта закона на сессии, решение о конфискации автомобилей у пьяных водителей в рамках уголовной ответственности необходимо принимать как можно быстрее.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения» направлен в Совет Республики, где, возможно, уже в июне будет рассмотрен. Новации, о которых говорилось выше, вступят в действие через 3 месяца после того, как документ подпишет глава государства.
 
Подготовила Анна Радюк
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений