$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ

26.11.2010

Не очень искушенные в хитросплетениях отечественного права читатели, возможно, придут в восторг, узнав про принятие постановления Минторга от 4.11.2010 № 31 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь» (далее — постановление № 31). Шутка ли сказать, наконец-то отменен «чудовищный» перечень основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания, утвержденный постановлением Минторга от 27.03.2002 № 10 (далее — Перечень).

В нем содержалось целых 32 пункта, причем один только п. 5 представлял собой внушительный список документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров. Кстати, в Перечне можно было обнаружить и давно отмененную книгу отзывов и предложений, хотя вместо нее Декретом от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением» еще 5 лет назад была введена книга замечаний и предложений, и даже… журнал «Здоровье», который считался обязательным «документом» для объектов общепита, имеющих холодный, горячий, кондитерский цеха, а также вырабатывающих мягкое мороженое.

Но упрощение белорусского законодательства в «лучших» советских традициях зачастую представляет собой процесс, в котором совершенно не важен результат. А таковым чаще всего являются совершенно реальные проблемы субъектов хозяйствования, которые неожиданно для себя проваливаются в правовые «ямы», из самых лучших побуждений выкопанные горе-реформаторами. Примеров тому множество — загранкомандировки, аренда — список может пополнить любой бухгалтер и бизнесмен…

Но вернемся к Перечню. Дело в том, что обязательность наличия в объектах розницы и общепита почти всех перечисленных в нем документов (за исключением, возможно, журнала «Здоровье») установлена другими нормативными правовыми актами.

Так, требование о наличии в указанных объектах копии специального разрешения (лицензии) установлено действующим до конца 2010 г. Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утв. постановлением Совмина от 2.11.2005 № 1221. Сопроводительные документы, подтверждающие поступление товара (в основном накладные) «желает видеть» в объектах розницы и общепита подп. 1.12 ст. 22 Налогового кодекса.

Обширный перечень документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров, установлен постановлением Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава и Госкомстандарта от 7.05.2007 № 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках» (далее — постановление № 28/35/38/27), в которое совсем недавно были внесены очередные изменения.

Кроме упомянутой выше книги замечаний и предложений в «торговой библиотеке» обязательно должна присутствовать книга учета проверок, новая форма которой утверждена весной текущего года постановлением Совмина от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510». А без ассортиментного перечня товаров, утвержденного в установленном порядке местными властями, просто нельзя открыть ни одну торговую точку. Приходные кассовые ордера, контрольные ленты кассовых аппаратов, товарные чеки и отчеты, книги кассира-операциониста и т.д. в объектах розницы и общепита требуют иметь многочисленные акты Нацбанка, МНС и других ведомств. Только раньше все эти документы были сведены в один Перечень, по которому можно было сверить свою комплектность. А теперь разобраться, что к чему, кто кого и каким актом обязал, сможет далеко не каждый юрист. В общем, получилось «как всегда»: громоздко, неудобно и опасно.

В заключение о последнем. Если кто-то воспримет принятие постановления № 31 слишком буквально и решит, что бумаги, входящие в Перечень, хранить больше не обязательно, то напомним, что при отсутствии у юрлиц и ИП документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, они могут быть оштрафованы по ст. 23.11 КоАП. А именно:

– за реализацию продукции, в т.ч. импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА), без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия РБ — от 2 до 15 базовых величин, а на ИП или юрлицо — до двукратной стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

– за реализацию ИП или юрлицом химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, не подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА, но подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке, — от 2 до 10 БВ, на ИП — до 50 БВ, а на юрлицо — до 200 БВ.

Таким образом, отмена того или иного нормативного правового акта далеко не всегда означает исключение всех его положений. А подшивку журнала «Здоровье» все-таки можно не хранить.

Александр ГАНАГО