$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК ПРИВЛЕЧЬ ЗАРУБЕЖНЫЕ ДЕНЬГИ©

23.06.2015

Проект Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на 2016 — 2020 годы предусматривает ряд мер, которые призваны обеспечить ежегодный прирост объемов ПИИ, в т.ч. на одного занятого в экономике, удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал составит не менее 18%, доли инвестиций в основной капитал в ВВП — 25%.

Таким образом, задачи, поставленные на будущую пятилетку, несколько скромнее, чем в прошлой стратегии, утвержденной постановлением Совмина и Нацбанка от 18.01.2012 № 51/2. В ней планировалось довести удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал до уровня не менее 21%, назывались конкретные цифры привлечения ПИИ на чистой основе и на одного занятого (так и не достигнутые). Зато в проекте декларируется, что приоритетом для республики является создание и развитие инновационных наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных, импортозамещающих, нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости и максимальной локализацией, основанной на глубокой переработке местных сырьевых ресурсов. При этом большое внимание обещается уделять созданию новых совместных предприятий с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, а также привлечению частного бизнеса к инвестированию в научные исследования и разработки.

Авторы проекта уверены, что страны с переходной экономикой традиционно являются самыми крупными получателями инвестиций, однако намечается тенденция их перераспределения в пользу развивающихся стран. Тренд перетока капитала в развитые страны остается вне рассмотрения. Впрочем, наша страна остается на обочине этих процессов: по данным UNCTAD, Беларусь привлекла в 2014 г. 4% прямых иностранных инвестиций, приходящихся на регион, и 0,14% мировых ПИИ, причем на душу населения приходится всего 1454 USD накопленных ПИИ — в 4,5 раза меньше, чем в Польше, в 3,3 раза — чем в Литве и почти в 12 раз меньше, чем в Эстонии. Правда, в прошлом году в республику поступило более 15 млрд. USD иностранных инвестиций, отмечается в проекте. В уходящей пятилетке приток иностранного капитала вырос в 1,8 раза, ПИИ на чистой основе — в 2,2 раза, разрыв со странами ЕС по накопленным ПИИ на чистой основе на душу населения сократился в 4,5 раза.

По мнению авторов проекта, сегодня Беларусь является достаточно благоприятной площадкой для привлечения инвестиций, что обеспечивается как внешними, так и внутренними факторами, в первую очередь — выгодным географическим положением между Европейским и Евразийским союзами. Другим фактором названо «прогрессивное инвестиционное законодательство и благоприятные условия для развития бизнеса»: льготные режимы для осуществления инвестиций, природно-ресурсный потенциал, развитая инженерная и транспортная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила, низкий уровень преступности.

СЕГОДНЯ практически вся территория республики представляет собой совокупность успешно функционирующих различных преференциальных режимов для осуществления инвестиций, включающих налоговые, таможенные льготы и иные преимущества для создания и ведения успешного бизнеса. Сфера деятельности таких режимов обширна — от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития регионов республики без привязки к определенным видам деятельности. Предполагается, что принятый в 2013 г. Закон «Об инвестициях» и более 60 международных двусторонних договоров предоставляют инвесторам достаточный набор гарантий для успешной работы. Одновременно признается сохранение в стране бюрократических препятствий для ведения бизнеса, несопоставимого уровня применения санкций, труднодоступности финансовых ресурсов и ряда других проблем, которые еще предстоит преодолеть.

В проекте стратегии дается развернутая оценка инвестиционного потенциала регионов, выявления точек роста, доступных ресурсов для развития и резервов улучшения инвестиционной привлекательности регионов на основе размещения в республике производительных сил. Эти данные должны служить основой для политики обеспечения комплексности и сбалансированности развития экономики и социальной сферы регионов, повышения конкурентоспособности их промышленности, встраивания действующих и вновь создаваемых предприятий областей и г. Минска в холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и другие глобальные бизнес-структуры. Это должно способствовать привлечению инвестиций, модернизации основных средств, технологическому перевооружению промышленности в соответствии с современными требованиями.

Одним из ключевых направлений развития и размещения в промышленности станет формирование региональных кластеров, базирующихся как на традиционных средне- и высокотехнологичных производствах, так и непосредственно связанных с переработкой местных, в т.ч. вторичных сырьевых ресурсов, сельхозпродукции.

ОСНОВНЫЕ объемы производства концентрируются на предприятиях государственной формы собственности и с долей собственности государства, отмечается в проекте. При удельном весе таких предприятий промышленности всего 10,3% их доля в объемах производства достигает 68,9%. В этой связи увеличение доли производства компаний с иностранным капиталом является весьма актуальным. Так, наибольший удельный вес в объеме промпроизводства, созданного организациями иностранной формы собственности, отмечается в деревообработке (13,2%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (12,3%), целлюлозно-бумажном производстве, издательской деятельности (7,2%) и прочих отраслях промышленности (8,5%) (в основном — производство мебели). В большинстве видов экономической деятельности доля этих организаций остается минимальной.

Согласно проекту стратегии «наибольший потенциал с точки зрения привлечения ПИИ» имеют практически все отрасли обрабатывающей промышленности. Привлечение капитала в них должно способствовать созданию принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких производств, соответствующих V и VI технологическим укладам, росту экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, совершенствованию организационных форм, закреплению на старых и освоению новых рынков сбыта. Предполагается, что инвесторов могут также заинтересовать строительный и коммунальный комплексы, промышленность стройматериалов, туристический бизнес, образование, транспорт и финансы.

Инвестирование в промышленный комплекс в регионах планируется осуществлять на современных инструментах интеграции с промышленными гигантами регионов: аутсорсинг, кооперация и субконтрактация. В перспективе создание таких бизнес-формирований позволит обеспечить дополнительный стимул для привлечения частного иностранного капитала в регионы страны. Заметим, что в отличие от прошлой стратегии вопрос приоритета создания совместных и иностранных предприятий для реализации инвестпроектов green field и допустимости механизма brown field специально не выделяется. Упоминается лишь, что в перспективе сохранится механизм приобретения действующих производств, в т.ч. путем продажи пакетов акций на аукционе либо по конкурсу. Впрочем, до сих пор желающих воспользоваться этой схемой было немного.

С ЦЕЛЬЮ создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения доверия инвесторов к государству планируется принять ряд мер, включая совершенствование и обеспечение стабильности законодательства в сфере государственной собственности, корпоративного управления, строительства, земельных отношений, создание полноценной инфраструктуры для осуществления инвестиций, облегчение доступа к финансовым ресурсам, создание благоприятной административной и налоговой среды, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций и обеспечение конкурентоспособных условий для инвесторов в рамках ЕАЭС. При этом в очередной раз перечисляются мероприятия, не первый год упоминаемые в различных программах, концепциях и платформах, к сожалению, без особого успеха в практической реализации.

Стимулирование притока капитала ТНК предполагает их вовлечение в реализацию экспортоориентированных и импортозамещающих проектов. При этом в проекте стратегии не уточняется, что заставит корпорации заинтересоваться ими. Пожалуй, новым здесь является тема направления усилий «на привлечение средних и малых ТНК, которые способны быстро заполнить недостающие ниши на национальном рынке без выраженного монополистического характера их действий». Между тем монополизм — не единственная угроза, которую могут принести с собой ТНК, особенно мелкие и с сомнительной репутацией — пример ATEC Holding тому наглядное свидетельство.

Большое внимание в проекте уделяется вопросам создания и поддержания положительного инвестиционного имиджа Беларуси, включая рекламу страны за рубежом, информационное сопровождение проводимой инвестиционной политики и улучшение позиций в ведущих мировых рейтингах. Будем надеяться, что это убедит инвесторов в привлекательности отечественной экономики.

Кирилл ПРУДНИКОВ