$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК «ПОСТРОИТЬ» БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

27.08.2010

В проекте Кодекса об образовании, поступившем в Палату представителей, предлагается ввести лицензирование и обязательную предварительную регистрацию в профильных министерствах и ведомствах всех образовательных программ, включая обучающие курсы (тематические семинары, практикумы, тренинги и др.). Оценить нововведение мы попросили участников сферы дополнительного образования для взрослых.

Корректировка рынка услуг бизнес-образования началась в кризисный период. В 2008–2009 гг. с падением общего уровня доходов, ростом безработицы, сокращением корпоративных маркетинговых бюджетов, снижением возможностей населения оплачивать дорогостоящие обучающие продукты количество программ и бизнес-школ сократилось.

Поэтому решение ввести лицензирование для регулирования и повышения качества всех без исключения образовательных услуг, как считают в Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу (см. статью «Только для взрослых», «ЭГ» № 50 за 2.07.2010), несколько запоздало, говорит глава представительства компании «HOCK Training» в Минске Эдуард Пилькевич. Массовый отсев недобросовестных «игроков» завершается. Вместе с тем у оставшихся на рынке компаний появятся дополнительные проблемы. Планируется, что принимать решение о выдаче лицензии будут чиновники образовательного сектора — традиционно консервативного. Значит, уровень коммерческих образовательных проектов, в т.ч. по обучению иностранным языкам, будет оцениваться на соответствие государственным программам школьного и высшего образования. Еще сложнее с программами в сфере бизнес-обучения, многие из которых сегодня проводятся по западным стандартам. Инновации, скорее всего, вообще не будут допущены на рынок. В итоге сократится количество программ, снизится конкуренция, рынок еще больше сузится.

Владельцы крупных международных консалтинговых компаний отметили, что при ухудшении условий ведения бизнеса готовы прекратить деятельность на территории нашей страны. Таким образом, часть эффективных и востребованных авторских методик по маркетингу, менеджменту, финансам, в т.ч. для получения признаваемых за рубежом сертификатов, станут недоступны белорусскому потребителю.

Стоит ли тратить время, силы и деньги, если проще работать в России или на Украине, где правила ведения бизнеса более понятны и прозрачны, — интересуется председатель совета директоров EMAS Group Андрей Коляда. Если Кодекс будет принят в таком виде, из бизнеса будут вытеснены многие частные фирмы. Уже сейчас получить лицензию на оказание образовательных услуг по длительным программам очень сложно. Предъявлено много требований: наличие методических рекомендаций, к помещениям, материально-техническому обеспечению и т.д. Почему-то обещания упростить условия ведения бизнеса данной области не касаются.

Более других пострадает сектор корпоративного обучения, бурно растущий в настоящее время, считает генеральный директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков. Введение лицензирования на рынке обучения юридических лиц вызовет снижение объемов белорусского тренингового бизнеса. Не получая таких услуг на отечественном рынке, компаниям придется приглашать для обучения сотрудников консультантов из России и Украины, что приведет к утечке валюты за рубеж.

Кроме того, говорит А.Паньков, лицензирование — это убыток для тренинговых компаний. «Для того чтобы получить лицензии на некоторые программы, придется принять в штат специалиста, который только этим и будет заниматься», — пояснил он.

Лучший оценщик качества программ обучения — это потребитель. В свое время он голосовал за теорию конкурентных преимуществ Майкла Портера, стратегию позиционирования Джека Траута, сертификаты MBI или ACCA и т.п. Их полезность и эффективность трудно было предвидеть на этапе внедрения, но впоследствии многие авторские курсы и программы стали классикой и преподаются сейчас в ведущих вузах мира.«Кто в Беларуси может оценить авторские методики и know-how», — спрашивает А.Паньков.

Бизнес-обучение на базе высшего образования, специализированные тренинги, семинары и мастер-классы предназначены для желающих повысить свою квалификацию, получить альтернативные знания или ответы на узкоспециальные вопросы.

Только потребитель должен решать, какие из них выбрать, считает директор Института PR Наталья Громадских. Для этого и существует конкуренция между бизнес-тренерами и бизнес-структурами. Если сузить рынок делового обучения и ослабить конкуренцию — пострадает качество услуг. Ведь во многих крупных белорусских бизнес-школах, и это мировая практика, сейчас разрабатываются собственные методики и авторские программы, идет формирование новых образовательных структур. В Институте PR, например, в течение 17 лет существовало направление по обучению бизнес-технологиям. С июня 2010 г. оно оформилось в отдельную структуру — Центр делового роста, где обучают PR, бизнес-психологии, управлению бизнес-процессами. Введение ограничений на внедрение новых программ остановит научную работу в сфере делового образования.

Напомним, что в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Совмина от 17.10 2003 № 1348, лицензии выдаются только учреждениям образования, обеспечивающим получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также модельным агентствам. При этом если объем учебных мероприятий превышает 36 часов, они согласно Положению о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утв. постановлением Совмина от 12.03.2008 № 379, могут оказываться только учреждениями образования, имеющими лицензию и прошедшими государственную аккредитацию. Теперь же планируется, что сроки программ повышения квалификации рабочих (служащих) должны составлять от 1 недели до 3 месяцев, а лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и т.п. будут определяться самостоятельно учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Вопрос лишь в том, как это право можно будет получить. Ведь после принятия Кодекса правительством должно быть утверждено положение об обучающих курсах дополнительного образования взрослых.

Пока говорить о каких-то проблемах, связанных с лицензированием в сфере дополнительного образования, рано, считает начальник отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразования Анатолий Абрамов: «Взбудоражим всех, беготня начнется. Вот примут Кодекс — будем обсуждать. Пока Минобразования не контролирует и не оценивает коммерческие курсы, проводимые частными компаниями». Но у участников рынка бизнес-образования иное мнение: обсудить вопрос и пересмотреть проект Кодекса надо сейчас. Ведь когда его примут и из-за отсутствия лицензий придется отменять программы семинаров и курсов, будет уже поздно.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ