Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как попросить денег, чтобы не смогли отказать

Одной из причин того, что отечественная экономика получает инвестиций меньше, нежели ей нужно даже для простого воспроизводства, часто называют неумение руководства предприятий выгодно представить свои бизнес-идеи, наглядно проиллюстрировать эффективность проекта, убедить потенциального инвестора в целесообразности вложения средств...
Одной из причин того, что отечественная экономика получает инвестиций меньше, нежели ей нужно даже для простого воспроизводства, часто называют неумение руководства предприятий выгодно представить свои бизнес-идеи, наглядно проиллюстрировать эффективность проекта, убедить потенциального инвестора в целесообразности вложения средств. Сложности возникают даже при необходимости склонить на свою сторону такого, в общем-то, сговорчивого "донора", как государство. Что же и как нужно сказать, чтобы имеющий деньги поверил в вашу идею и вложил их именно в ваш проект?

Мировая практика выработала много методик, которые позволяют оценить эффективность того или иного инвестиционного проекта, а соответственно и финансового участия в нем. Конечно, каждый инвестор может иметь свой подход к оценке выгодности проекта, но наряду с этим есть общие подходы, которые содержатся и в применяемых в Беларуси Рекомендациях по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных приказом Министерством экономики от 31.03.1999г. N 25.

Уточним, что в соответствии с ними оцениваются те проекты, которые претендуют на государственную поддержку. Предоставлена она может быть в виде гарантии правительства под привлекаемые кредиты; выделения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе; финансовой поддержки производствам и организациям, основанным на новых и высоких технологиях, и др.

Государственную комплексную экспертизу инвестиционных проектов проводит департамент по делам инвестиций Министерства экономики.  Порядок ее проведения определен ст.22 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и Положением о порядке проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 27.07.1999г. N 1150.

Действующее законодательство определяет, что претендующий на господдержку должен представить в департамент по делам инвестиций бизнес-план, заключение отраслевого министерства, экспертное заключение Комитета по науке и технологиям при Совмине, экспертное заключение Минфина, аудиторское заключение о текущем финансовом состоянии предприятия, годовую бухгалтерскую отчетность за 2 года, предшествующих реализации проекта, включая текущий период.

В первую очередь специалисты департамента проверяют соответствие содержания и таблиц бизнес-плана вышеупомянутым Рекомендациям. Материалы, не соответствующие их требованиям, не рассматриваются и не рецензируются, о чем инициатор проекта должен быть проинформирован в течение двух недель.

Специалисты Минэкономики на основании представленных документов должны оценить текущее финансовое состояние предприятия, используемые им технологии. Они учитывают стоимость проекта и источники его финансирования, конкурентоспособность продукции, наличие рынков сбыта; проводят анализ финансово-экономической части проекта. Для оценки текущего финансового состояния предприятия основополагающим документом является баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках.

Результатом программной обработки исходной информации становится аналитический материал, который содержит финансово-экономические показатели предприятия: устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, задолженности, оценки основных статей баланса и структуры его изменения, рентабельности в динамике за 2-3 года. Всего в аналитической таблице насчитывается около 50 показателей оценки текущего финансового состояния предприятия.

Расчеты бизнес-плана рекомендуется производить либо в долларах США, либо в другой свободно конвертируемой валюте, либо в белорусских рублях с учетом прогнозируемой инфляции. При этом необходимо учитывать, что точность прогнозирования исходных данных в белорусских рублях с учетом инфляции весьма проблематична, поскольку от начала разработки бизнес-плана до реализации проекта может пройти несколько лет. Кроме того, для реализации инвестиционных проектов, помимо использования национальной валюты, как правило, требуется значительная сумма в иностранной валюте (для закупки сырья и материалов, технологий и оборудования и т.д.). Немаловажно и то, что многие иностранные инвесторы и банкиры предпочитают изучать и анализировать финансово-экономическую информацию бизнес-плана, представленную в международной валюте.

Инициаторы или разработчики проекта прогнозируют условия реализации проекта на основании оценки текущей экономической ситуации в республике, состояния и насыщенности рынка предлагаемой к выпуску продукции, сложившейся структуры издержек, цен на сырье, материалы и теплоэнергетические ресурсы, а при большой номенклатуре продукции - усредненных цен и объемов продаж.

Первостепенную важность в оценке инвестиционного проекта имеет надежность оцениваемых данных, схемы финансирования и инвестирования проекта. Стратегия предприятия по модернизации существующего производства или созданию нового должна быть подтверждена соответствующими предконтрактными документами или контрактами с поставщиками оборудования. Необходимо определить сроки и условия поставки оборудования, его стоимость, обосновать выбор фирмы-производителя, технологический уровень, новизну оборудования подтвердить экспертным заключением Комитета по науке и технологиям (для оговоренных в Инвестиционном кодексе проектов) и отраслевого министерства (концерна).

Оценка рынков сбыта предполагаемой к производству продукции производится на основании представленной в бизнес-плане информации, отраслевого заключения, статистических данных, протоколов намерений и договоров с поставщиками, другого имеющегося у эксперта источника. Оцениваются эти данные только с точки зрения степени надежности.

Наиболее важным условием для поддержания конкурентоспособности продукции является ее качество. Поэтому эксперты обращают внимание на то, планируется ли (или имеется уже, если речь идет о действующем предприятии) внедрение международной системы качества ISО 9000 и, естественно, предусмотрены ли средства для финансирования этих работ.

Опыт показывает, что труднее всего инициаторам проекта дается обоснование источников финансирования проекта и мер запрашиваемой государственной поддержки. Незнание действующего законодательства зачастую сводит на нет все предпринятые усилия по разработке бизнес-плана, проведению маркетинговых исследований и другую проделанную работу.

Реализуемость инвестиционного проекта специалисты Минэкономики оценивают на основании потоков движения денежных средств. Проверяется, учтены ли в потоках денежных средств все доходы и расходы производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Отрицательное накопленное сальдо потока денежных средств свидетельствует о наличии дефицита - финансовой нереализуемости проекта. В этом случае предприятию придется искать дополнительные средства, на что потребуется время. В случае привлечения кредита банка, это приведет к ухудшению показателей эффективности проекта. Чрезмерный излишек денежных средств, как правило, говорит о непродуманности инициаторами проекта стратегии развития предприятия.

Эффективность инвестиционного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение доходов и затрат по проекту в целом и применительно к интересам его отдельных участников.

В заключении государственной комплексной экспертизы отражаются показатели темпов роста выручки, объема налогов, прибыли по отношению к предыдущему году и базовому; структуры прогнозируемых издержек и выручки; показатели на 1 работающего по выручке, добавленной стоимости, прибыли и т.д. Рассчитываются и оцениваются эффективность инвестиций; бюджетная эффективность, валютная окупаемость проекта; чувствительность проекта к изменению исходных данных; прогнозируемая рентабельность, деловая активность, ликвидность.

В зависимости от того, насколько качественны представленные материалы, срок их рассмотрения может колебаться в пределах от 1 до 6 месяцев.

Как показывает опыт рассмотрения представляемых бизнес-планов, нашим субъектам хозяйствования еще долго придется привыкать к мысли, что бизнес-план - это не документ "для галочки", а серьезный план реализации инвестиционного проекта, который позволяет оценить его эффективность и целесообразность.