$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КАК ПОМЕНЯТЬ ХЛАМ НА НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ©

24.07.2012

Первую отечественную программу утилизации старых автомобилей реализует ЗАО «Управляющая компания холдинга «БелГАЗавтосервис»», сообщил на пресс-конференции в Минске генеральный директор Михаил Супрунович. Пока речь идет только о коммерческом транспорте, в первую очередь производства российской «Группы ГАЗ», чьи интересы в нашей стране представляет ЗАО.

Заняться программой БелГАЗавтосервис вынудило снижение объемов продаж в нашей стране. Так, в 2011 г. холдинг продал 1200 автомобилей, тогда как в предыдущие годы — не менее 2600, а порой и до 4500. В текущем году планируется реализация 2100 автомобилей, однако, как показало I полугодие, сделать это будет нелегко.

Поэтому поправить дела решено было с помощью программы проекта Trade-in. «Группа ГАЗ» уже имеет такой опыт как в самой России, так и в других странах СНГ. Как рассказал руководитель дилерской сети ООО «Коммерческие автомобили — Группа ГАЗ» Олег Суслов, в РФ с помощью такой программы в 2010–2011 гг. было утилизировано около 600 тыс. машин. Помогло здесь государство, которое за сданный на металлолом старый автомобиль в обмен на новый выплачивало по 50 тыс. RUB. Одновременно «Группа ГАЗ» предоставляла скидку на такую же сумму для своих покупателей. В результате продажи на российском рынке заметно выросли.

Теперь «ГАЗ» собирается повторить такой же эксперимент в Беларуси, где занимает около 25% рынка коммерческих автомобилей. Для этого была изучена ситуация с утилизацией в стране старых автомобилей. Зрелище представилось грустное.

С одной стороны, в республике есть большие потребности в металлоломе как сырье для ОАО «БМЗ», а с другой, имеется достаточно много старых автомобилей, которыми захламлены дворы в населенных пунктах, территории предприятий. Но оказывается, избавляться от автохлама невыгодно.

Например, организации, чтобы утилизировать автомобиль, нужно издать приказ, снять машину с учета в ГАИ, разобрать его, подписать договор с ОАО «Вторчермет», получить удостоверение о взрывобезопасности, найти эвакуатор. Сам процесс сдачи металлолома максимально усложнен. В придачу нужно выделить драгметаллы, что обходится примерно в 1 млн. Br. В целом же затраты на утилизацию автомобиля, как подсчитали в БелГАЗавтосервисе, составляют порядка 4 млн. Br.

Совместная программа «Группы ГАЗ» и ее белорусского дистрибьютера призвана избавить владельцев старой техники от подобных забот. Кроме того, им вручается два подарочных сертификата на общую сумму 26 млн. Br в обмен на приобретение одного нового автомобиля марки «ГАЗ». При этом можно выбрать любую модель — малотоннажную, среднетоннажную или специальную. Ее стоимость с НДС составляет 150–300 млн. Br. Таким образом, скидка составит около 17%.

С условиями программы уже ознакомлены некоторые министерства и ведомства, которые в свою очередь известили о ней находящиеся в подчинении организации. Пока эксперимент распространяется только на коммерческие автомобили, продаваемые юридическим лицам. Впрочем, последние смогут таким образом избавляться не только от «газиков», но и от «Мерседесов» или «Фордов» любых моделей и годов выпуска, правда, полной массой, не превышающей 8,5 т. Кстати, только старых автомобилей «ГАЗ», которые можно отнести к автохламу, по сведениям гендиректора БелГАЗавтосервиса, скопилось в стране около 30–40 тыс., 80% из них — у организаций. Причем от 4 до 6 тыс. машин уже не эксплуатируется.

Поэтому желающие поучаствовать в программе появились быстро. По данным на 18 июля, поступили обращения от 84 организаций, а 31 из них уже сдала на утилизацию автомобили. Остальным нужно поторапливаться: программа рассчитана до конца года на утилизацию 300 автомобилей. Больше организаторы пока не «потянут»: скидки за утилизацию поглощают почти всю прибыль от продажи нового автомобиля.

Расширить масштабы программы и придать ей долговременный характер можно было бы при участии в ней белорусского государства, как это было сделано в России. «Группа ГАЗ» и ее дилеры надеются, что власти оценят, что их инициатива способствует не только продвижению своих коммерческих интересов, но и повышает безопасность дорожного движения в Беларуси, а также решает экологические проблемы.

Действительно, брошенный автомобиль представляет собой опасность для окружающей среды, соглашаются в Минприроды. Это комплексный отход, в который входит большое количество веществ (отработанные масла, коррозия металлов, лакокрасочные материалы), с которыми необходимо проводить мероприятия по обезвреживанию или утилизации, пояснил главный специалист управления обращения с отходами министерства Сергей Юрча. Он выразил поддержку инициативе «Группы ГАЗ» и пожелал другим компаниям, занимающимся продажей автомобилей, последовать ее примеру. Однако финансовая поддержка таких проектов находится в компетенции других госорганов. Но их реакция пока неизвестна.

Иван МИХАЛЕВИЧ