$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как поднять деньги из-под ног

05.03.2010

По результатам 2009 г. удалось достичь лишь 5 из 8 основных показателей Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Не выполнены прогнозные параметры по производству промышленных и потребительских товаров, а также по заработной плате. Отчасти это стало следствием влияния мирового финансово-экономического кризиса. Однако не только внешние факторы мешали развитию.

Все облисполкомы не обеспечили выполнение прогнозных показателей по продукции промышленности, а в Гомельской и Могилевской областях даже произошел спад к уровню 2008 г. Задания не выполнены в 109 населенных пунктах из 175 (62% от их общего числа), констатировал министр экономики Николай СНОПКОВ, выступая в минувший вторник на заседании президиума Совмина.

Часть этого провала можно, конечно, списать на кризис. Спрос на внешних рынках объективно упал, что вынудило сократить промпроизводство большинство стран мира. Однако министра смутили некоторые цифры, в частности, в прошлом году в 51 населенном пункте объем производства составляет менее 10 млрд. Br (при 90 млрд. Br в среднем по малым и средним городам). В ряде городских поселений, в т.ч. Ганцевичах, Василевичах, Свислочи, Старобине и др., систематически не выполняются годовые задания в рамках госпрограммы. «Говорить о развитии таких населенных пунктов не приходится», — заключил Н.Снопков.

Аналогичная ситуация складывается и с производством потребительских товаров. Установленное задание не выполнено всеми регионами, за исключением Витебской обл. В числе отстающих — Пружаны, Добруш, Слоним, Дзержинск.

Вместе с тем, по мнению главы Минэкономики, в регионах достаточно резервов для роста. К примеру, в стране не используется 2,3 млн. т соломы, из которой можно было бы произвести экспортоориентированные пеллеты на сумму порядка 148 млн. USD. Если эти средства «раскинуть» на 51 населенный пункт, не выполнивший задания по промышленной продукции, то их объемы производства увеличатся в два раза. «Деньги под ногами, —- считает министр. — Вопрос в желании их поднять».

Серьезные нарекания вызывает вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества. Работа в этом направлении, по оценке Н.Снопкова, носит формальный характер и в основном сводится к безвозмездной передаче объектов из республиканской собственности в коммунальную. До сих пор не задействовано более 400 объектов, хотя в план на 2009 г. были включены только 158, т.е. 242 объекта «выпали и нигде не учтены».

Между тем реализация госпрограммы не приводит к стабильному росту сектора малого и среднего бизнеса в регионах как в количественном, так и в качественном плане. Число зарегистрированных в 2009 г. малых предприятий составило 70% от показателя в 2008-м, а ликвидированных — увеличилось в 3,1 раза. Как результат — низкий удельный вес поступлений от вновь созданных организаций в бюджеты базового уровня (лишь 2,4%). Несмотря на то, что поступления увеличились почти на 40%, число налогоплательщиков уменьшилось на 30%. Только в Гродненской области их количество возросло на 3%.

Похоже, не стало решающим и предоставление региональным субъектам хозяйства налоговых льгот. Напомним, в соответствии с Указом от 7.06.2007 № 265 организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в малых и средних городских поселениях, в 2007–2010 гг. уплачивают 50% ставки налога на прибыль, освобождаются от налога с пользователей автомобильных дорог. Кроме того, существенной привилегией в предыдущие три года была возможность не платить сбор в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей.

В 2009 г. указанными налоговыми льготами воспользовались 303 организации. Но, несмотря на то, что это позволило предприятиям оставить в своем распоряжении 64 млрд. Br., как и в 2008-м около 30% из них не выполнили доведенные показатели по темпам роста производства и уровню рентабельности реализованной продукции.

Для выполнения госпрограммы развития регионов, малых и средних городских поселений на этот год утверждены повышенные прогнозные параметры социально-экономического развития, которые должны восполнить провалы 2009-го. Однако как достичь желаемой цели? Очевидно, что одних только заданий и требований недостаточно.

Создать более благоприятные условия ведения бизнеса в регионах призван Декрет от 1.03.2010 № 4. Документ направлен на устранение проблем, препятствующих появлению новых производств в малых городах и в сельской местности, повышению инвестиционной привлекательности экономического потенциала регионов, отмечается в комментарии пресс-службы Президента.

В частности, им вносятся изменения в Декрет от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности», которые позволяют воспользоваться его льготами субъектам хозяйствования, одновременно осуществляющим производственную и торгово-посредническую деятельность при условии ведения раздельного учета выручки по видам деятельности.

Определен перечень технологического оборудования, которое может быть ввезено в страну и зачислено в качестве вклада в уставный фонд организаций без уплаты таможенных пошлин и НДС. Ранее необходимо было получать заключение облисполкомов, подтверждающее принадлежность ввозимых товаров к технологическому оборудованию.

В отношении организаций с иностранными инвестициями, применяющих Декрет от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства, реализации товаров (работ, услуг)», исключена процедура подтверждения правильности формирования уставного фонда, увеличен период действия льгот по налогу на прибыль с 5 до 7 лет. В случае если коммерческие организации присоединят к себе другое юридическое лицо, за ними сохранится право пользоваться льготами Декрета № 1, а при ликвидации или реорганизации в период действия налоговых льгот или в течение трех лет после его истечения — отменена необходимость возвращать в бюджет средства на сумму полученных налоговых льгот.

Правда, обращает на себя внимание несоответствие норм Декрета № 4 некоторым заявленным ранее планам и вступившим в силу нормативным правовым актам. К примеру, утвержденный вице-премьером Андреем Кобяковым план приведения белорусского законодательства на соответствие нормам МСФО предполагает отмену в ближайшее время раздельного учета как необходимого условия предоставления налоговых льгот. Это грозит внести неразбериху в действующую методологию и механизмы оказания поддержки, в т.ч. предусмотренные Декретом № 4.

Возникает определенная нестыковка и с правовой базой Таможенного союза, т.к. Декрет № 4 разрешает беспошлинный ввоз ряда товарных позиций. По некоторым Единым таможенным тарифом установлены нулевые ставки, что, в принципе, не создает конфликта, равно как и не приносит никакого эффекта, а по некоторым — пошлины ЕТТ достигают 15% от таможенной стоимости. Получается, белорусские предприятия окажутся в более выгодных условия по сравнению с российскими или казахстанскими, при том что с 1 января вопросы тарифного регулирования переданы в ведение наднационального органа — Комиссии ТС.

Впрочем, принятый документ, уделяя внимание налоговым и тарифным льготам, никак не затрагивает некоторые весьма существенные аспекты, влияющие на активность бизнеса в регионах. Не секрет, что в последние годы в числе основных факторов сдерживания была гипертрофированная «опека» над бизнесом со стороны местных властей. Сложность административных процедур, получения разрешений, лицензий, вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования зачастую делали невозможной работу отдельных организаций. Так что одних льгот оказалось недостаточно, чтобы заманить капитал в регионы, о чем свидетельствует и статистика последних трех лет. Для достижения цели нужна реальная, а не косметическая либерализация.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях