$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

КАК ПОДЕЛИТЬ НЕБО©

14.10.2014

Авиакомпания «Белавиа» в январе–сентябре 2014 г. перевезла 2339 т грузов и почты, что на 7,5% больше, чем за 9 месяцев 2013 г. Это свидетельствует о повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке, считают участники международной конференции «Совершенствование структуры авиаперевозок и транспортного обслуживания в Национальном аэропорту «Минск».

За 5 последних лет грузопоток авиакомпании вырос вдвое, сообщила начальник отдела организации и продаж почтово-грузовых перевозок «Белавиа» Галина Ковшова. Значительно расширился и ассортимент грузов, отправляемый и получаемый физическими и юридическими лицами 28 стран по 48 маршрутам.

Впрочем, грузоперевозки Белавиа — «капля в море» мирового воздушного грузооборота, который в 2013 г. по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) составил около 51 млн. т грузов. Почти 40% этого рынка принадлежит авиаперевозчикам Азиатско-Тихоокеанского региона. Быстрее всего растет объем грузовых авиаперевозок на Ближнем Востоке, чей удельный вес составляет уже 12% мирового рынка. Для сравнения: доля России здесь — около 2%. Ее гражданская авиация в прошлом году перевезла чуть более 1 млн. т (в 2012 г. — 987,8 тыс. т), причем внутренние авиаперевозки составили лишь 18% этого количества. Половина остальных перевозок — экспорт-импорт, а другая — транзит. Средняя рентабельность воздушного грузового транспорта в 2013 г. находилась, по данным Росстата, в диапазоне 12–17%.

В рамках ЕАЭС белорусским авиаторам придется включиться в процесс формирования общего транспортного рынка, считает руководитель департамента авиационных перевозок ООО «Крафттранс» Юрий Нестерович. В январе–июле 2014 г. перевозки грузов и почты в РФ выросли на 0,5%, до 564,1 тыс. т, в т.ч. международные перевозки — до 403,9 тыс. т (+2,1%), внутренние — до 160,2 тыс. т (–3,3%). Перевозки почты и грузов между Россией и государствами дальнего зарубежья составили 393,5 тыс. т (+2,3%), а со странами СНГ — 10,4 тыс. т (–6,7%).

Самыми рентабельными и востребованными на российском рынке остаются услуги по перевозке грузов на регулярных пассажирских авиалиниях. Для «Белавиа», как отметила Г.Ковшова, перевозка грузов одним бортом с пассажирами также является наиболее приемлемой и экономически эффективной.

Это соответствует мировой тенденции: транспортный бизнес грузовых авиакомпаний приходит в упадок. В 2013 г., например, использование авиационного грузового парка в мире, по данным IATA, составило лишь 45,3%. Неважно складывались дела и у белорусской грузовой авиакомпании «Трансавиаэкспорт», которую государство планировало выставить на аукцион из-за убытков. Только потребности этой компании в модернизации авиапарка, состоящего из ИЛ-76, исчисляются десятками миллионов USD.

В транспортно-логистической компании «Крафттранс» считают наиболее перспективным направлением для развития грузовых авиаперевозок через Национальный аэропорт «Минск» использование мультимодальных схем — транспортировку грузов различными видами транспорта. Например, грузы доставляются в аэропорт автотранспортом, откуда отправляются по назначению самолетами. Наш аэропорт мог бы участвовать и в импорте грузов российскими компаниями, в т.ч. из стран Евросоюза. Некоторые из этих схем «Крафттранс» успешно опробовал совместно с «Белавиа».

Транзитное расположение аэропорта «Минск» позволяет ему рассчитывать на достойную конкуренцию с московскими аэропортами. Сегодня более 60% авиаперевозок в России осуществляется через Московский авиаузел и лишь по 2–3% приходится на аэропорты в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Мирном и других. Большинство региональных аэропортов РФ не приспособлены для обработки грузов. Однако воздушным путем перевозится не только почта, но и лекарства, донорские органы, скоропортящиеся продукты питания, произведения искусства, гуманитарная помощь. Поэтому многие грузы доставляются в российские регионы только через Москву либо другими видами транспорта.

Аэропорт «Минск» может стать им реальной альтернативой. Но для этого требуется его превращение в полноценный грузовой хаб с соответствующей инфраструктурой. Такая концепция уже подготовлена. Она предусматривает, в частности, модернизацию грузового терминала в соответствии с требованиями IATA и внедрение электронной системы управления авиаперевозками по международным стандартом e-Freight.

Иван МИХАЛЕВИЧ
 

СПРАВКА «ЭГ»

По опубликованным Департаментом по ценным бумагам Минфина данным выручка ОАО «Белавиа» в I полугодии 2014 г. составила 1291,6 млрд. Br, а чистая прибыль — 24,7 млрд. Среднесписочная численность работников — 1498 человек, уставный фонд — 241,36 млрд. Br.

Выручка ОАО «Трансавиаэкспорт» в январе–июне т.г. составила 94,9 млрд.Br (на 27,9% больше, чем в I полугодии 2013 г.), чистый убыток — 12,99 млрд. — почти столько же, сколько годом ранее. Среднесписочная численность работников — 290 человек (на 16,7% меньше), уставный фонд — 85,16 млрд. Br.