Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как платить налоги субъектам малого предпринимательства

Именно этой проблеме в последнее время уделяется особое внимание в предпринимательской среде, органах госуправления, которые разрабатывают законопроект по налогообложению малого бизнеса, и в СМИ...
Именно этой проблеме в последнее время уделяется особое внимание в предпринимательской среде, органах госуправления, которые разрабатывают законопроект по налогообложению малого бизнеса, и в СМИ.

На очередном заседании Минского столичного пресс-клуба Татьяна Быкова, председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания, председатель Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, сообщила, что в течение месяца законопроект будет дорабатываться. Каковы его основные новшества -- "НЭГ" уже рассказала своим читателям. Судя по словам Татьяны Быковой, сейчас темой острой дискуссии является прежде всего налогообложение индивидуальных предпринимателей при привлечении наемного труда. Она подчеркнула, что надо создавать условия для перехода в развитый бизнес, в том числе с помощью налогообложения. Если ранее конкуренция велась в основном между государственными и частными предприятиями, то сейчас, по мнению Татьяны Быковой, "возникли противоречия внутри самого частного сектора: между индивидуальными предпринимателями и теми, кто хочет заниматься производством". В частности, особенно остра конкуренция между разными формами организации бизнеса в сфере услуг населению. Председатель Совета считает ненормальным явлением, когда под "эгидой индивидуального предпринимателя работают 50--100 и более человек". Поэтому "если привлекается наемный труд, то платить налоги надо как фирме".

На вопрос корреспондента "НЭГ", найдет ли тогда вообще применение единый налог, ведь практически все предприниматели, его уплачивающие, привлекают наемных работников (на тех же рынках торгуют, как правило, не сами предприниматели, а нанятые ими люди), Татьяна Быкова ответила, что единый налог должен рассматриваться лишь как возможность вхождения в бизнес, в частности, для тех, кто не может вести учет. К слову, в соответствии с Декретом N 12 учет выручки в произвольной форме предусмотрен и для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог. Напомним также, что согласно проекту закона, который обсуждался на заседании президиума Совмина, предприниматель, привлекающий к реализации работ, услуг наемных работников, должен вносить 40% ставки единого налога за каждого такого работника.

Что же касается ответа на вопрос по поводу частых повышений ставок единого налога местными органами власти, скажем, на Гродненщине, Татьяна Быкова решительно заявила, что это проблемы прежде всего предпринимателей, которые недостаточно активно отстаивают свои интересы через депутатов местных советов. В столице, по словам Быковой, дело обстоит иначе. И все же, на наш взгляд, дело не только и не столько в предпринимателях, а прежде всего в законодательстве.

К сожалению, пока нельзя сказать, что мы живем в цивилизованном государстве. Поэтому возникающие периодически проблемы с так называемой наличкой и нехваткой денежных средств в регионах местные органы госуправления пытаются решить с помощью повышения налогов, благо тем же Законом о бюджете и Декретом N 12 им это право предоставлено. К слову, на заседании пресс-клуба говорилось о том, что в ряде стран предпринимательство рассматривается не как источник пополнения казны, а прежде всего как способ самозанятости населения, содержания себя за счет собственных доходов без привлечения государства.

Что касается упрощенной системы налогообложения, то, по словам Татьяны Быковой, ее предлагалось существенно подправить. Основные причины -- уплата налога авансом, выручка должна была отслеживаться поквартально, тогда как ее поступление по кварталам вовсе не равномерное, необходимо было также изменить сроки внесения платежей.

А теперь обратимся к обсуждаемому в правительстве законопроекту. Напомним, что в нем предусматривается возможность перейти на упрощенную систему налогобложения, если среднемесячная численность работающих у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не превысит 20 человек и валовая выручка в течении девяти месяцев года, предшествующего году, с которого немечен переход на новый порядок уплаты налога, не превысит 120000 евро. Если валовая выручка превысит 160000 евро, то придется перейти на общеустановленный порядок налогообложения. Посмотрим, что будет в окончательном варианте закона.

И все же завершить информацию на оптимистической ноте трудно. После окончания заседания пресс-клуба несколько предпринимателей, участвовавших в этом мероприятии, посетовали корреспонденту "НЭГ" на то, что взят курс на полное вытеснение из бизнеса индивидуальных предпринимателей. Определенные сомнения, конечно, есть. Развитые формы бизнеса могут быть только в стране с развитой рыночной экономикой. Можно ли считать таковой нашу? Не лучше ли дать пока возможность успешно развиваться всем формам организации своего дела, не забегая вперед? Предпринимателей вытеснить с рынка можно, в том числе с помощью системы налогообложения. Но отвечает ли это интересам государства?