Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как оформлено, так и сохранено

Во исполнение плана совместных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности на I полугодие 2004г., утвержденного председателем Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь А.ТОЗИКОМ, сотрудниками департамента по управлению государственным имуществом Минэкономики и областных территориальных фондов проведена выборочная проверка сохранности госимущества, законности его отчуждения и сдачи в аренду в 48 предприятиях системы Минэнерго...
Во исполнение плана совместных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности на I полугодие 2004г., утвержденного  председателем Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь А.ТОЗИКОМ, сотрудниками департамента по управлению государственным имуществом Минэкономики и областных территориальных фондов проведена выборочная проверка сохранности госимущества, законности его отчуждения и сдачи в аренду в 48 предприятиях системы Минэнерго, включая концерны "Белтопгаз" и "Белэнерго".

За 2003г. в ходе 240 ревизий было выявлено ущерба на 138,4 млн. руб. От этой суммы 64% удалось возместить. Многие из нарушений являются типичными не только для энергетиков, но и для других отраслей и субъектов хозяйствования. Поэтому данная статья будет полезна всем, чтобы "примерить" ситуацию на себя и исправить положение до того, как ревизоры займутся поиском и наказанием виновных.

На отдельных предприятиях имели место недостачи и хищения имущества. Часть ущерба в результате действий правоохранительных органов была полностью или частично возмещена. К сожалению, зачастую исчезновению материальных ценностей предшествовали пробелы в их учете и документальном оформлении. Казалось бы, несложно оформить карточки формы ОС-6 и ОС-7. Но некоторым и это не по плечу. Так, при проверках обнаруживалось, что в карточках учета были заполнены не все реквизиты: краткая индивидуальная характеристика объекта, даты ввода в эксплуатацию и начисления амортизации, шифры амортизационных отчислений, первоначальная стоимость, сведения о драгметаллах, информация о ремонте. Допускались неоговоренные исправления, записи карандашом. Иногда наименование объекта не соответствовало указанному в техническом паспорте.

Выборочная проверка инвентаризации показала, что требования Методических указаний, утв. приказом Минфина от 5.12.1995г. №54, выполняются не всегда. В инвентаризационных описях имелись ошибки. Иногда под одним инвентарным номером числилось несколько основных средств, которые необходимо выделять в самостоятельные единицы. А некоторые объекты, даже здания  и сооружения, силовое оборудование, оставались неучтенными.

Переоценка основных фондов в соответствии с постановлениями правительства и приказами Минстата давно стала ежегодной обязательной процедурой. Но и здесь без ошибок не обходится. Из-за неправильного применения шифров и норм амортизационных отчислений завышались или занижались остаточная стоимость объектов и суммы амортизационных отчислений. Восстановленная стоимость искажалась из-за ошибок в расчетах и применении коэффициентов переоценки. Суммарное занижение остаточной стоимости основных средств составило более 1 млрд. руб.

В нарушение требований Указа Президента от 4.01.1996г. №9 "Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности" по состоянию на 1.01.2004г. в органах технической инвентаризации не были зарегистрированы и не имели технических паспортов более 60% из 20238 зданий и сооружений, состоящих на балансе предприятий, подведомственных Минэнерго. Имели место факты несоответствия данных техпаспортов и ведомостей переоценки.

При отчуждении имущества нарушались требования Указа от 2003-03-25г. № 118, постановления Совмина от 30.11.1992г. №715 "О пределах распоряжения государственным имуществом" и Положения об оценке государственного имущества, утв. постановлением Мингосимущества, Минэкономики, Минстата от 2001-06-12г. № 24/100/33. Иногда сделки по продаже заключались без согласия министерства. Выявлено несколько случаев безвозмездной передачи имущества (мебели, компьютеров) и реализации по заниженным ценам.

Организациями министерства сдавалось в аренду 196,6 тыс. кв.м помещений. Это не так уж много - всего 3,3% общей площади имеющихся в отрасли зданий и сооружений. Однако и здесь имелись нарушения. Ревизоры обнаружили, что в ряде случаев договоры аренды не регистрировались в установленном порядке, своевременно не перезаключались, имущество арендаторам передавалось еще до получения разрешения концернов. В нарушение п.11 Положения о порядке сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в республиканской собственности, утв. постановлением Совмина от 2002-05-31г. №710, у некоторых предприятий отсутствовали передаточные акты, не учитывался коэффициент перевода общей площади к нормируемой.

В расчетах арендной платы иногда неправильно применялись коэффициенты месторасположения арендуемых площадей и комфортности, что приводило к занижению ставок аренды, общая сумма которой, по данным проверок, составила 35 млн. руб. В ряде случаев платежи вносились несвоевременно, с опозданием до нескольких месяцев. Однако арендодатели порой относились к этому слишком благодушно, не взыскивая пеню и не принимая мер к погашению долгов. Впрочем, и сами они не всегда были образцом финансовой дисциплины. Некоторые предприятия в нарушение постановления  Совмина от 6.02.2003г. № 143 поступившие суммы арендной платы оставляли в своем распоряжении, вместо того чтобы перечислить 50% от них в республиканский бюджет.

Субъекты хозяйствования иногда достаточно вольно относятся к инвестированию своих средств. Оказывается финансовая помощь физическим лицам и сторонним организациям, выдаются займы (в т.ч. беспроцентные), делаются вклады в уставные фонды. Как показали проверки, пользы от таких операций немного. Например, энергетики Бреста и Гродно, являясь соучредителями ряда СП и ЗАО, никаких доходов от этого ни разу не получили. А дивиденды по акциям банков были ничтожны по сравнению с объемом вложений. Например, по 32884 акциям в 2003г. выплачено 55,9 тыс. руб. Такие вот портфельные инвестиции. А ведь распорядились столь "эффективно" деньгами государственного предприятия...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений