$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Исследования

Как оценить эффективность госрасходов

26.04.2017

Независимую систему показателей эффективности государственных расходов предлагает создать Центр исследования для госуправления (MCG) компании McKinsey в докладе «Продуктивность правительственных структур: разблокировать возможности на 3,5 трлн. USD». Предполагается, что система негосударственной оценки сравнительной результативности работы госструктур может принести значительный эффект.

До сих пор оценки эффективности госсектора пытался проводить только Всемирный банк. Теперь MCG создал специальную базу данных по 42 странам мира, на которые приходится 80% мирового ВВП. В ней содержится информация по различным аспектам госуправления, в т.ч. по расходам на общественную безопасность, здравоохранение и образование, дорожное строительство и т.п.

По мнению специалистов McKinsey, после кризиса 2008 года существенно вырос интерес общественности к оптимизации госрасходов и спрос на "публичные блага". При этом анализ показывает, что существует огромный и плохо используемый потенциал улучшений в расширенной сфере госуправления, причем он особенно велик в развитых странах – США, Великобритании, континентальной Европе, Японии. В то же время многие развивающиеся страны добились определенных успехов в увеличении эффективности работы госсектора за счет наведения порядка, контроля за финансами и инвестиций в общеизвестные стандартные технологии, считают в McKinsey. В частности, ряд стран ОЭСР в начале XXI века в отдельных секторах проводили довольно успешные реформы, которые, не изменяя общий уровень эффективности решения государством общественных проблем, сделали их решение существенно дешевле.

Если бы такие реформы проводились в крупнейших странах мира повсеместно, то в них к 2021 году удалось бы высвободить ежегодно около 3,5 трлн USD бюджетных средств. В настоящее время в этих странах тратится на госрасходы около 1/3 ВВП, а суммарный дефицит бюджета в 2021 году составит, по расчетам, около 4 трлн. USD. Но при грамотном подходе, вполне возможно глобальное сокращение госдолга или увеличение расходов на общественные блага (в первую очередь – на здравоохранение) без изменения уровня налогообложения.

Для оценки уровня использования таких возможностей MCG предлагает применять «композитные индексы». Например, в докладе продемонстрировано, что ожидаемая продолжительность жизни в среднем по рассматриваемой выборке стран при использовании передовых практик могла бы повыситься с нынешних 70 лет до в среднем до 71,5 года. По данным MCG, с 2013 г. в начальном и среднем образовании (на основе рейтингов PISA) наблюдается некоторый спад эффективности госрасходов, а в высшем образовании – стагнация, причем для университетского индекса средний реальный показатель ниже наилучшего почти в 3 раза. Примерно двукратный потенциал роста есть, по оценкам MCG, у расходов на общественную безопасность (в первую очередь полицию), а в эффективности управлением дорожной сетью среди крупных стран потенциал роста достигает 18%.

Ограничен потенциал роста собираемости налогов. По 28 крупным странам она по оценке MCG достигла максимума в 2014 г. – почти 98%, сейчас составляет 97,4%, а увеличить ее в среднем можно лишь до 97,7%.

По мнению аналитиков MCG существуют проблемы с госрасходами с нулевой или отрицательной эффективностью, которые составляют в мире примерно 5-10% или 0,5 - 1,1 трлн. USD в год. Это примерно в 6 раз больше совокупных расходов крупнейших стран на проекты мирового развития.

Напомним, в Беларуси в соответствии с Программой социально-экономического развития на 2016-2020 гг., утв. Указом от 15.12.2016 № 466, бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально-экономического развития при сохранении социальной направленности бюджетных расходов и увеличении их доли на инновационное развитие. Планируется дальнейшая оптимизация налоговой системы, повышение эффективности государственного управления, качества и доступности государственных услуг.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ