$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

Как облегчить представительские хлопоты

21.07.2017

Разъяснение порядка включения в затраты, учитываемые при налогообложении, представительских расходов в письме МНС от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 («ЭГ» № 52, с. 2) решает только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться субъектам хозяйствования.

Споры по поводу состава и величины представительских расходов – «вялотекущая» проблема, периодически всплывающая у бухгалтеров и контролеров с тех пор, как в октябре 2010 г. было отменено нормирование этих расходов для целей бухучета и налогообложения.

Нынешнее определение представительских расходов мало отличается от ранее выпускавшихся разъяснений министерства. Например, в письме МНС от 2.02.2011 № 2-2-10/10134 представительскими расходами на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц назывались затраты, связанные с проведением встреч и официальных приемов представителей тех организаций, которые сотрудничают или намерены установить деловые контакты с организацией.

Теперь при определении представительских расходов учтены современные реалии, в т.ч. практика применения законодательства о хозяйственных об­ществах. Определенная новизна позиции министерства видна не столько в самой трактовке этих расходов, сколько в выделении двух элементов:

– приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;

– расходы по оплате сувениров, вручаемых представителям принимающей стороны при направлении работников организации за границу в целях установления и (или) поддержания деловых контактов.

То есть вроде бы обозначается позиция МНС в отношении подарков, хотя и не слишком однозначно. Прежде всего, остается возможность включения в состав представительских расходов иных «обоснованных и документально подтвержденных затрат». Сувенирами здесь можно считать любые товары, приобретенные на стороне для последующего дарения. Правда, на подарки в ходе встреч представителей коммерческих организаций не распространяются ограничения, установленные в ст. 22 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». Но определенная граница для «непомерных» подарков создается.

Еще одна новация – допускается принятие в качестве представительских «подарочных» расходов при поездке в служебную командировку. Ранее об этом официально мнение МНС не выражалось. Но в письме представительскими признаются расходы организации на официальный прием представителей других организаций. Возникает определенное противоречие: как принимать таких представителей, находясь в командировке, и каким должно быть документальное оформление понесенных при этом расходов?

Подобные нюансы могут при определенных обстоятельствах стать причиной конфликтов между субъектами хозяйствования и проверяющими, если они не сойдутся во мнении по поводу состава расходов и подтверждающих совершение хозяйственных операций пер­вичных документов.

Возможно, лучшим вариантом решения проблемы обоснованности рассматриваемых (и многих других) расходов было бы дополнение главы 14 НК, нормами, более детально регулирующими состав и порядок признания затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Это позволит избежать многих недоразумений и избавит бухгалтеров от потребности задавать бесконечные вопросы о правомерности при­знания отдельных затрат, а сотрудников налоговых органов – отвечать на них.

Автор публикации: Евгений ГЕРШТЕЙН,  заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 31.07.2019


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях