$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ СКОРОСТЬ И КОНКУРЕНТНОСТЬ©

01.02.2013

В Беларуси планируется изменить порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств. Проект дополнений и изменений в постановления Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229) и от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее — постановление № 714) Минэкономики предложило для публичного обсуждения.

Проект разработан по поручению правительства и по результатам мониторинга реализации постановления № 229. Напомним, этот документ, действующий с 3.07.2012 г., распространяется на организации госсектора, включая хозяйственные общества с долей госсобственности свыше 25%, призван устранить необоснованное посредничество и обеспечить максимальную прозрачность процесса закупок за счет собственных средств. Пока его применение заслужило одобрение экспертов. В соответствии с постановлением № 229 закупочная деятельность организаций госсектора ведется в рамках локальных нормативных актов с учетом требований правительства.

Некоторые стороны этого порядка действительно нуждаются в корректировке. В частности, чтобы ускорить процесс закупок, предлагается изменить норму подп. 2.9 постановления № 229, снизив минимальный срок заключения договоров при стоимости закупки 3000 и менее базовых величин (БВ) до 3 календарных дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, а при превышении указанной суммы оставить прежним — 5 дней. Впрочем, это изменение может оказаться чисто символическим, а то и создать благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции. Например, иные заказчики смогут выбирать победителя в четверг–пятницу, чтобы остальные участники не успели оспорить итоги торгов.

Логичнее выглядит корректировка подп. 2.11, которая включает в перечень оснований для отмены процедуры закупки случаи, когда предложения всех участников содержат экономически не выгодные для заказчика условия. Таким образом можно будет отсечь поставщиков, предлагающих товары (работы, услуги) по завышенной цене и сомнительного качества.

ЕЩЕ ОДНО предложение — дополнить постановление № 229 подп. 2.14, регламентирующим порядок оплаты услуг организатора в случае использования его услуг по закупке товаров (работ, услуг) посредством процедуры электронного аукциона, требующей анонимности участников. При этом плата за услуги организатора по организации и проведению такой процедуры закупки будет вноситься участником аукциона оператору электронной торговой площадки (ЭТП) в сроки и порядке, определенные регламентом последнего, и перечисляться им организатору после завершения процедуры либо признания ее несостоявшейся. Этот порядок уже опробован на практике. Схема здесь такова: участник до окончания срока подачи аукционных предложений вносит плату за услуги организатора оператору ЭТП. Затем оператор, удостоверившись в перечислении платежа, допускает в установленном порядке аукционное предложение участника для его рассмотрения организатором. После аукциона деньги перечисляются организатору. Осталось закрепить этот оправдавший себя механизм в постановлении.

А вот дополнение п. 1 Приложения 1 к постановлению № 229 нормой о том, что его действие не распространяется на закупки между организациями, подчиненными (входящими в состав или систему) одному и тому же органу госуправления, выглядит сомнительно. Нетрудно догадаться, что в нем заинтересованы чиновники ведомств и региональных органов власти, желающие получить дополнительные рычаги влияния на распределение ресурсов. Остается надеяться, что правительство, руководствуясь не местечковыми, а общенациональными интересами, не допустит неравноправной конкуренции и ущемления интересов негосударственных поставщиков.

Неоднозначно выглядит предлагаемая редакция п. 11 Приложения 1, в соответствии с которой помимо закупок нефти и природного газа право закупок в обход норм постановления № 229 получат заказчики при приобретении иного углеводородного сырья, всех видов автомобильного бензина, дизельного, реактивного, печного бытового топлива, осветительного керосина, топочного мазута, газа сжиженного автомобильного, нефтебитума, апатитового концентрата и фосфоритов. В этом, вероятно, заинтересованы отечественные нефтепереработчики. Но способен ли дестабилизировать их работу выбор поставщиков на основе конкурентных процедур? Скажем, закупка организациями госсектора автомобильного топлива сегодня производится только у государственной «Белоруснефти».

МОГУТ измениться правила закупок товаров в АПК. Сегодня нормы постановления № 229 не распространяются на приобретение сельхозпродукции и сырья у физических лиц, которые произвели (вырастили) их в личных подсобных хозяйствах, дикорастущих грибов и ягод у юридических и физических лиц в период их заготовки. Теперь предлагается разрешить вне конкурса закупать не только сельхозпродукцию, но и любые другие товары (работы, услуги) у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Перечень товаров (работ, услуг), закупки которых осуществляются без проведения процедур, установленных постановлением № 229, предлагается дополнить табачным сырьем, фармацевтическими субстанциями, разработанными в результате выполнения НИОКР в рамках определенных программ, работами (услугами) по организации участия в выставках и ярмарках, гарантийному сервисному обслуживанию продукции собственного производства заказчика либо под товарным знаком производителя, являющегося заказчиком работ (услуг).

Предлагается также включить в перечень организаций Минпрома, Минсельхозпрода и Минстройархитектуры, у которых может производиться закупка металлопродукции организациям-потребителям, а также которым организации-потребители могут реализовывать металлопродукцию для осуществления внутриотраслевой кооперации, утв. постановлением № 714, ОАО «Белстройматериалы». Это предприятие, которое строит завод крупнопанельного домостроения в Минском районе и, по мнению инициаторов поправки, нуждается в тесном взаимодействии с рядом производственных и строительных организаций страны.

Михал СТЕЛЬМАК