$

2.0301 руб.

2.2811 руб.

Р (100)

3.2314 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

ВЭД

Как новые правила ЕС скажутся на белорусских дальнобойщиках

11.05.2019
Как новые правила ЕС скажутся на белорусских дальнобойщиках
Фото: news-24.ru

Евросоюз меняет правила работы водителей и компаний по автоперевозке грузов. Почему ожидаемые новации так активно обсуждают в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР? 

Предлагаемые изменения призваны защитить конкуренцию внутри ЕС, улучшить условия работы водителей и повысить уровень безопасности на дорогах Европы.

Соответствующий пакет законопроектов после бурных споров был принят евродепутатами 04.04.2019. Его окончательная корректировка состоится, возможно, в июне, возможно, будет перенесена на осень, когда начнет работу Европарламент нового созыва.

 

Какие новации ожидают рынок грузоперевозок?

Будут установлены более строгие рамки и условия по оплате труда водителям, включая увеличение минимальной заработной платы (если они работают в стране с более высоким уровнем зарплат более трех дней в месяц).

Дальнобойщиков недопустимо разлучать с близкими на долгий срок, считают евродепутаты. Планируется обеспечить их раз в месяц обязательным недельным отдыхом дома (точнее, в стране регистрации компании), для чего транспортной компании придется составлять (и выполнять!) строгие графики работы водителей.

Кроме того, еженедельный отдых дальнобойщиков не может проходить в кабине тягача, работодатель обязан оплачивать им гостиницу или хостел. Речь идет о долгосрочном отдыхе (не менее 24 часов), положенном водителю раз в неделю по ныне действующему законодательству ЕС. Вообще-то его продолжительность составляет 45 часов, но иногда можно использовать 24 часа, а оставшийся «запас» – на следующей неделе. Если на третью рабочую неделю он не использован – водителю грозит штраф. Теперь же придется не только соблюдать режим труда и отдыха, но и создавать для него соответствующие условия.

Понадобится новая системы контроля за выполнением правил. Все грузовики обязательно должны быть оснащены «умными» тахографами, оборудованными системами спутниковой навигации. Такие приборы необходимы для регистрации пересечения границы, места погрузки или выгрузки, скорости, пройденного пути, а также того, что делал водитель.

 

Почему новые нормы могут снизить конкурентоспособность центрально- и восточноевропейских перевозчиков?

Эксперты утверждают, что в случае вступления в силу новых правил конкурентоспособность перевозчиков из стран Центральной и Восточной Европы может резко снизиться. Нанимателям придется оплачивать труд своих водителей по нормативам тех государств, куда они командируются (сюда не включаются случаи, когда перевозка считается транзитной).

Ассоциации грузоперевозчиков Болгарии, Румынии, Эстонии, Латвии, Литвы и др. обращают внимание на то, что водители-грузоперевозчики в их странах в среднем зарабатывают всего около 30% от зарплат их западноевропейских коллег. По этой же причине самые мобильные водители переезжают и трудоустраиваются в страны «старой» Европы, а на их родине возникает дефицит квалифицированных работников.

Поскольку в ЕС разрабатывают план по строительству новых безопасных парковок для грузовиков (их планируется построить около 400 тыс.), то центральноевропейские государства беспокоит, кто будет финансировать это строительство. Не исключено, что расходы могут разделить на всех членов Евросоюза.

Специалисты прогнозируют, что снижение доходности в этом секторе экономики негативно скажется на платежеспособности бизнеса и может привести к росту числа банкротств, особенно среди малых предприятий.

Автомобильные грузоперевозчики из соседней с нами Литвы в стремлении обезопасить свой бизнес задумываются о его переводе в другие страны, прежде всего – в Польшу, которая находится ближе к Западной Европе, особенно к Франции и Германии. Там, кстати, и заказ на перевозку получить легче.

Пока зафиксирован переезд туда лишь отдельных компаний.

 

Как скажутся новые правила на белорусских грузоперевозчиках?

Условия работы на территории ЕС водителей из России, Украины, Беларуси, Казахстана и ряда других стран определяет Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Действие требований ЕСТР распространяется на страны, которые не входят в Евросоюз, но осуществляют доставку грузов и пассажиров по его территории.

Планируемые новшества по поводу правил отдыха напрямую не изменят положения ЕСТР, однако нормы командирования за границу водителей затронут и белорусских дальнобойщиков. Связано это с тем, что в ЕС действует принцип, согласно которому водители из Евросоюза не могут пользоваться худшими условиями, чем водители из третьих стран, в том числе РФ, Украины, Беларуси.

Дальнобойщики, которые оставляют свои комментарии при обсуждении этой темы на сайтах, напоминают: до сих пор согласование всех вышеназванных изменений проходило медленно и с большими трудностями. Едва ли впредь дело пойдет быстрее, считают некоторые из них.

Очень много скептических оценок предстоящих новаций: мол, правила, вероятно, сделают одни для всех, а зарплаты всё равно останутся разными.

«Задумка конечно отличная, но слабореализуемая. Дальше штрафов обычно не продвигается». И напоминают, что и в настоящее время в Евросоюзе действуют очень строгие правила для транспортников, штраф можно получить за малейшее нарушение».

«Кто проиграет от действий евробюрократов? Не перевозчики – это точно, они повысят цены на услуги. А проиграют клиенты – перерабатывающие предприятия, фермеры и прочий бизнес».

Отметим, что Интернет (литовский, украинский, русскоязычный) забит предложениями юридических фирм дать консультацию о том, как зарегистрировать транспортное предприятие в Польше.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы