Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Исследования, рейтинги
21.05.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как не заработали,так и получили

Неоправданно быстрые темпы роста зарплаты грозят стремительным проеданием ресурсов, необходимых для устойчивого и динамичного выхода из экономического кризиса. К такому выводу пришли специалисты российской аудиторско-консалтинговой компании ФБК, сопо...

Неоправданно быстрые темпы роста зарплаты грозят стремительным проеданием ресурсов, необходимых для устойчивого и динамичного выхода из экономического кризиса. К такому выводу пришли специалисты российской аудиторско-консалтинговой компании ФБК, сопоставив динамику изменения заработков и ВВП ряда стран. Эти исследования очень актуальны и для Беларуси.

Согласно опубликованным ФБК расчетам, по итогам кризисного 2009 года зарплатоемкость ВВП, исчисляемая как отношение суммарной номинальной зарплаты занятого в экономике населения к объему валового внутреннего продукта страны, достигла в России 40% и превысила аналогичный показатель Евросоюза — 39,3%.

Аналитики ФБК обнаружили, что зарплатоемкость ВВП в России растет неоправданно быстрыми темпами: с 23,6% в 2000 г. до 35,2% в 2008-м. В условиях рецессии эта тенденция резко усилилась. Прирост зарплатоемкости в 2009 г. составил 4,8 п.п. Тем временем в европейских странах он не превышал 1–2,5 п.п., составляя, например, в Бельгии — 39%, Норвегии — 37,5%, Испании — 37,6%, Италии — 31,3%, Словакии — 29,4% и Греции — 27,7%. Впрочем, это куда меньше, чем в Дании (53,6%), Швейцарии (53,3%), Словении и Великобритании (46,3%), Швеции (43%), Финляндии (42,3%), Германии (41,2), Австрии и Голландии (41%).

В исследовании ФБК не упоминается Беларусь. У нас такой показатель и не рассчитывается, хотя он, особенно в сопоставлении с другими странами, заставляет о многом задуматься. Исходя из объемов ВВП и номинального фонда оплаты труда (который не надо путать с долей оплаты труда в ВВП и доходах населения) можно подсчитать, что у нас зарплатоемкость ВВП в 2008 г. составляла 26,9%, а в 2009-м выросла на 3 п.п., до 29,9%. На первый взгляд, показатель вполне европейский. Примерно так же (с 45,2% в 2008 г. до 47,6% в 2009-м) выросла, по данным Белстата, доля оплаты труда в ВВП. Между тем производительность труда (в расчете по ВВП) в 2009 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 0,4 п.п., тогда как сам ВВП вырос лишь на 0,2%, а денежные доходы населения в части оплаты труда — на 11,8%. Шествие заработков (в котором, впрочем, участвуют далеко не все белорусы) продолжается: в I квартале 2010 г. денежные доходы населения по сравнению с I кварталом 2009 г. увеличились на 13,5%, а реальные денежные доходы (с учетом инфляции) — на 6,3%.

Такая динамика заставляет усомниться в одном из конкурентных преимуществ Беларуси: возможно, наша рабочая сила, если сопоставить расходы на нее с полученным результатом, не такая уж недорогая, как утверждается, и, чего доброго, не слишком старательная.

Проблема опережающего роста реальных зарплат по сравнению с производительностью труда появилась задолго до 2009 г. Но в период кризиса она достигает критического уровня. Ведь Беларусь еще меньше чем Россия может себе позволить «самоедство», как окрестил такое явление директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В России рекордные показатели зарплатоемкости аналитики ФБК объясняют прежде всего ростом мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в 2009 г. в сочетании с падением ВВП на 7,9% — тоже рекордным среди стран G-20. Но если для Беларуси эти факторы не характерны, то по третьему — государственной политике увеличения социальной поддержки населения как за счет бюджета, так и посредством административного давления на предприятия — мы очень похожи на своих соседей. Если эта тенденция продолжится, частный бизнес будет нелегко убедить внедрять новые технологии, неизбежно связанные с высвобождением и переобучением персонала, а отставание в производительности труда и конкурентоспособности может стать катастрофическим, полагают в ФБК. Между тем легко подсчитать, что если будут выполнены такие параметры прогноза социально-экономического развития РБ на 2010 г., как численность занятых в экономике, номинальная средняя зарплата и рост ВВП, то его зарплатоемкость приблизится к 50%. Но это могут себе позволить лишь весьма богатые страны. И то, как показали последние события, слишком щедрую социальную политику не в состоянии выдержать даже США и Евросоюз.

Если россияне в деле роста личных доходов могут по традиции рассчитывать на сырьевой ресурс, то белорусам приходится искать другие пути. Так, по словам чиновников Минэкономики, резервом достижения вожделенных 500 USD на душу должно стать снижение материальных затрат. Хорошо бы заодно предложить методику этого рецепта — ведь многие менеджеры по старинке считают главным источником повышения зарплаты адекватный (а лучше опережающий) рост выручки и производительности труда. К тому же статистика показывает, что процесс движется пока в другую сторону: при общем росте в I квартале 2010 г. себестоимости в реальном секторе экономики на 23,6% по сравнению с январем–мартом 2009 г. материальные затраты увеличились на 27,4%, достигнув 76,3% в структуре затрат против 74,1% годом ранее. В то же время расходы на оплату труда выросли лишь на 10,5%, а их доля в себестоимости снизилась с 11,8% до 10,5%. Отметим, что одновременно производительность труда в I квартале выросла лишь на 3,2% при годовом прогнозе 9–11%, а энергоемкость ВВП, которую запланировано снизить на 8–10%, увеличилась на 2,9% по сравнению с январем–мартом прошлого года. Таким образом, чтобы обеспечить запланированные доходы, вероятно, придется обратиться к традиционным методам: как-то зарабатывать деньги, а не просто получать...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений