$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК НАКОРМИТЬ СЫТОГО©

19.07.2013

В конце июня на совещании в Мингорисполкоме премьер-министр Михаил Мясникович особо подчеркнул необходимость значительной активизации розничной и оптовой торговли. «Нужно сделать все для того, чтобы разгрузить базы, — отметил глава правительства. — Скидки, бонусы, какие-то лотереи, продвижение товаров и так далее, вплоть до того, что коробейников пускайте по микрорайонам, везите людям, продавайте... Нужно накормить сытого и обуть обутого!».

Правильные слова. Осталось только найти способ решения этой задачи.

Проблемы со сбытом характерны не только для Минска или Беларуси в целом, но и для всего мира, где наблюдается кризис перепроизводства. Предложение опережает спрос, потребители «сыты», а потому их методами эпохи тотального советского дефицита не «накормишь». У нас сохранилась традиционная советская система «маркетинга», ориентированная на производителя. Исходя из его условий сначала определяется, что и сколько на данном заводе произвести, затем ищем для этого товара потребителя. При таком подходе даже скидки и распродажи помогают не всегда. Сытый не купит вторую буханку хлеба, даже если ему предложат ее за полцены — не нужна. Голодный на такой маркетинговый ход «клюнет», но и он быстро насытится и перестанет ловиться на эти предложения. Да и не поторгуешь долго себе в убыток. Значит, пришло время менять старые советские подходы. В развитых экономиках, где задача «накормить сытого» встала уже давно, наоборот, ориентируются на запросы потребителя, исходя из которых строится стратегия развития и оперативные планы производителя.

У нас же все остается по старому, даже если и призывают к новому. Вот, к примеру, часто повторяется, что «нам надо прорываться на новые рынки». В принципе, может, и правильно, но как это сделать? В Камерун и Экваториальную Гвинею трактора без кондиционеров и специальной тропической антикоррозийной обработки не продать. То, что на складах завалялось, прорыва не обеспечит. Сначала придется изучить потребности конкретных рынков, их особенности, финансовые возможности потенциальных покупателей. С учетом всего этого предложить товар и только потом его выпустить.

Иными словами, надо четко знать своего потребителя. Ведь даже самая высокотехнологичная экономика может вдруг оказаться невостребованной, если потеряет свою рыночную нишу. Тогда никакое наращивание производства и никакая замена и так новейших станков не спасет. Например, Япония, еще недавно бывшая безусловным лидером на рынке высокотехнологичных товаров, начала уступать позиции Южной Корее и Китаю. В результате японская экономика пребывает в стагнации уже более 20 лет. Нужно перепозиционироваться, но сделать это пока не удается. Наша же экономика своей ниши в мировом разделении труда не имела, не имеет и даже и не ищет. Поэтому большого эффекта от замены станков на заводах ожидать вряд ли приходится, тем более что даже наше новое оборудование хуже «старого» японского.

Красноречивый, но далеко не единственный пример — ситуация с перепрофилированием Петриковского керамзитового завода ОАО «Гомельский ДСК» (см. «ЭГ» № 6 за 25.01.2013 г.). Оказалось, что инвестпроект, на который потрачены бюджетные деньги, никакой отдачи не даст: производимые здесь стройматериалы никому не нужны. Решать проблему далеко не самого крупного белорусского предприятия едет лично премьер-министр Михаил Мясникович. Но деньги-то уже потрачены, значит, чтобы обеспечивать дальнейшее развитие завода, придется еще как минимум раз выделять бюджетное финансирование. А все потому, что еще на стадии принятия решения о модернизации предприятия 5 лет назад были допущены серьезные ошибки: не учли потребности строительной отрасли. «Это первая ошибка, над устранением которой нам сейчас надо думать», — сказал премьер-министр.

Впрочем, до первой ошибки была еще «нулевая» — когда инвестпроекты утверждаются и финансируются исходя не из потребностей рынка, а из «интересов государства», которые сводятся к выполнению плана по инвестициям, объемам выпуска и т.д. Интересы потребителя, т.е. рынка, проигнорировали — в результате одни убытки. Ведь сейчас не времена «военного коммунизма» или «развитого социализма»: по разнарядке продукцию не распределить.

Между тем во всем мире лучше всего работает принцип: сначала продать, «законтрактовать» товар, а потом уже производить. При этом диктат потребителя не позволяет требовать «деньги вперед», но зато и не приходится мучиться проблемой разгрузки складов.

Например, «Боинг» и «Аэробус» вынуждены отодвигать сроки поставок уже купленных и часто даже оплаченных самолетов, поскольку приходится модернизировать производство под сформированный портфель заказов. Ну и не уложились по срокам. Но все равно так правильнее. «Лучше отказать покупателю, чем затовариться», — сказал Херберт Н.Кассон еще в начале прошлого века. И он прав: разумный дефицит — это благо для бизнеса, хотя и не для потребителя.

Кто-то скажет, так только «западные» корпорации работать и могут. Но это неплохо получается и у отечественных швейных предприятий, правда, частных. Они сначала берут заказ, часто и аванс, а потом начинают шить. И довольно уверенно обходятся без всяких госдотаций. Так же торгуют мебелью на белорусском рынке польские производители и их местные дилеры. Покупаешь ее, а тебе сообщают: в течение месяца изготовим, доставим и установим — в строгом соответствии с пожеланиями покупателя.

Конечно, предприятие, которое новую модель разрабатывает по 5 лет, еще столько же выводит на рынок и только потом начинает массовое производство, так работать не сможет. Их-то и надо заставить модернизироваться, стать гибкими и мобильными, «заточенными» на потребителя. А не просто сменить старое оборудование на морально устаревшее китайское — это не модернизация, а пустая трата денег.

Так что главным должен стать не объем производства, а портфель заказов. По его объему и нужно оценивать работу предприятий.

Правда, поиск заказов осложняется и слабостью маркетинговых служб. В этой сфере действительно нуждаются в модернизации на большинстве предприятий. Конечно, производство тоже часто требует модернизации, но под имеющийся и перспективный, а не выдуманный или спущенный сверху портфель заказов.
 
Юрий ПШЕННИК