Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5795
EUR:
2.62
RUB:
4.2306
Золото:
147.09
Серебро:
1.65
Платина:
77.38
Палладий:
178.8
Назад
Программы
23.03.2004 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как накормить страну?

Правительство определяет перспективу

Правительство определяет перспективу

Обеспечение продовольственной безопасности нашей страны напрямую связано с коренным изменением существующей практики государственной поддержки отечественного агропромышленного корпуса, констатирует одобренная постановлением правительства Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь.

Необходимость самостоятельного обеспечения страны продуктами питания в объеме не меньшем, чем 60% от общего количества их потребления, является непременным условием продовольственной безопасности любого государства и условием сохранения его суверенитета. В связи с этим повышение эффективности отечественного АПК, призванного удовлетворить эту потребность, является не просто проблемой отдельной отрасли, а вопросом обеспечения государственной безопасности, указывается в вышеупомянутом документе. Конечно, понятие продовольственной безопасности гораздо шире, нежели способность национальной экономики произвести достаточное для жизнеобеспечения количество продуктов питания. Ведь население должно быть в состоянии купить эти продукты, у страны должна быть валюта для приобретения товаров, не производимых отечественным хозяйством. Признаком неблагополучия национальной экономики является и слишком большой (свыше 70%) удельный вес расходов на питание в объеме общих расходов жителей (у белорусов, кстати, он и есть критический).

Для сохранения продовольственного суверенитета в непростых условиях глобализации (рядом высокоразвитые государства, экономики которых производят избыточное для внутренних потребностей количество продукции высокого качества и с низкой себестоимостью) необходимо создать стимулирующую повышение производственной активности макроэкономическую среду. Достичь этого можно только стабилизировав нормативно-правовую базу, создав равные условия для субъектов хозяйствования всех форм собственности, заменив административное управление экономическим.

Что касается АПК, то стимулировать отрасль наращивать объемы производства, делать ее более качественной способны две вещи: либерализация ценообразования и изменение доказавшей свою неэффективность практики государственного финансирования сельхозпредприятий. Для этого придется разработать методику расчета объема господдержки и ее распределения; переориентироваться со всеобщей поддержки (слабых и неспособных в том числе) на финансирование перспективных хозяйств и подотраслей, стимулировать импортозамещение.

 Для защиты отечественного товаропроизводителя целесообразно пересмотреть систему таможенных тарифов, ввести государственную монополию на ряд продуктов с тем, чтобы упорядочить внешнюю торговлю ими, полагают разработчики Концепции.

Специфика производства под открытым небом требует создания льготной национальной финансово-кредитной системы для обслуживания сельского хозяйства, имеющейся в развитых странах соответствующей системы страхования, справедливо считают они. Что касается государственного финансирования, то наиболее разумно и экономически оправдано, что подтверждено опытом других стран, направлять его на мероприятия, улучшающие состояние почв, реформирование АПК, поддержку фермерских хозяйств, создание государственных стабилизационных фондов, с помощью которых можно будет регулировать цены на продукты питания в периоды неурожаев. Отдачу принесет и инвестирование в техническое переоснащение, научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Достигать продовольственной безопасности нам придется в три этапа, декларирует Концепция. В нынешнем пятилетии мы должны будем преодолеть спад производства, обеспечить сельхозпроизводителей техникой, удобрениями, средствами защиты растений, ГСМ и потихоньку реформировать отрасль. Второй этап продлится до 2010г. К этому времени предполагается закончить реформирование АПК и полностью перейти с административно-ведомственного управления на экономическое. Село к тому времени должно будет стать социально привлекательным для жизни. За пределами 2010г. страна будет внедрять новые технологии и переходить с приемлемого на оптимальный уровень продовольственной безопасности, обеспечивать не только количество питания, но и его качество. Соответственно, должны будут вырасти экспортные возможности республики.

Надо сказать, что сегодня наша страна не так уж плохо смотрится среди других в плане продовольственной безопасности (табл. 1,2), уровень которой правительство считает недостаточным, но не критическим. За счет собственного производства мы обеспечиваем 75--86% (80% оптимальный уровень) потребности, объем импорта продовольствия не превышает критической отметки 25%, хотя и требует постоянного пристального внимания со стороны органов госрегулирования. Самоуспокоенности, тем не менее, мешает то, что производство многих особо важных продуктов (в натуральном измерении) снизилось в 3 раза по сравнению с 1990г. Тогда отрасль производила 5280 килокалорий в сутки, в 2002г. -- только 2325. Снижается и покупательная способность населения. Если в 1990г. среднестатистический белорус мог позволить себе купить 100 кг мяса, то в 1995--28, в 2001--16 кг. Энергетическая ценность фактического рациона питания в 2002г. была ниже нормативного на 14%. Наш среднестатистический соотечественник, имея в 2003г. тот самый 100-долларовый доход (на 1 чел) тратил на питание 70%, что позволяло ему только преодолевать хроническое недоедание, свидетельствует статистика.

На сегодняшний день в нашей стране приближено к медицинской норме только потребление картофеля и хлеба. Потребность в мясе удовлетворена на 74%, в молоке и яйцах -- на 78%, рыбе и рыбопродуктах -- на 71%. Не всегда удовлетворяет отечественная сельхозпродукция и критериям безопасности.

Концепция -- это документ, жанр которого предполагает только определение целей и путей решения проблемы. Для их выполнения правительство, руководствуясь вышеизложенными принципами, должно будет разработать соответствующие отраслевые и подотраслевые программы.

Скептикам, ежегодно критикующим правительство за излишнее внимание к проблемам АПК, Концепция напоминает, что государство поддерживает его во всех странах. Так, в доходах сельхозпроизводителей в Новой Зеландии 3% государственных денег, Австралии -- 10%, США -- 21%, Канады -- 27%, что представляет собой минимальный уровень. Потому как в Швеции этот показатель достигает 82%, Японии -- 74%. Отечественные специалисты пока затрудняются сказать, что он представляет собой в Беларуси, но движение в русле, обозначенном Концепцией, должно не только дать ответ на этот вопрос, но выработать иную, эффективную методику государственного финансирования АПК.
 
Таблица 1
Производство зерна в странах СНГ
============================================================
Наименование      В расчете на душу
страны            населения в 1996--2000гг., кг
------------------------------------------------------------
Азербайджан              142
Армения                   74
Беларусь                 502
Грузия                   136*
Казахстан                733
Кыргызстан               335
Молдова                  620
Россия                   444
Таджикистан               86*
Туркменистан             215**
Узбекистан               168*
Украина                  540
Средний уровень          426
============================================================
*  В среднем за 1996--1999гг.
** В среднем за 1991--1995гг.
Таблица приведена согласно изданию "АПК: экономика,
управление", 2002, N 3.
 
Таблица 2
Среднедушевое суточное потребление продовольствия в основных
этнорегионах в 1999--2000гг.
============================================================
                         ЕС        США       Республика Беларусь,
                                             2002г. фактически*
------------------------------------------------------------

Суточное потребление,
килокалорий              3394      3654      3000
Структура потребления, проценты:                           
зернопродукты            25        23        24
мясо                     14        16        9
молоко                   9         10        25
сахар                    11        18        15
корнеплоды и бобовые     5         4         12
плоды и овощи            6         5         2
жиры                     21        18        9
прочие продукты          9         6         4
============================================================
* Рассчитано сектором целевых программ, сбыта продукции и
рынка продовольствия.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений