Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Контроль
29.09.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как найти основание для обоснования проверки

Уйти от практики необоснованных проверок бизнесменов потребовал Президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая 22 сентября с докладом Председателя Комитета госконтроля Леонида Анфимова. На встрече обсуждался проект указа «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Этот проект рассматривался еще в августе на расширенном совещании у Президента вместе с другими документами об упрощении условий ведения бизнеса. Тогда все эти нормативные правовые акты было поручено доработать. Теперь глава государства отметил, что вопросы контрольной деятельности больше всего волнуют бизнесменов. «Это естественно: у нас хотят отвечать по минимуму, а свободы побольше. Поэтому нам ни в коем случае нельзя вестись на эту уловку, мы действительно должны убрать все лишнее, что мешает работе людей, предприятий, но контроль должен оставаться – нужный контроль для государства, который бы действительно «раскрепощал» людей и не мешал им работать», – считает Президент.

Согласно проекту указа полномочия на проведение проверок сохранят 28 из 39 органов, наделенных сейчас контролирующими функциями, а число сфер контрольной деятельности снизится с 178 до 106. Ведомственный контроль будет полностью упразднен. Предлагается сместить характер контрольной деятельности с карательного на профилактический. Заметим, что это уже пытались сделать 5 лет назад, дополнив нормы Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» Положением о порядке проведения мониторинга. Видимо, такой инструмент не дал желаемых результатов. Теперь власти надеются добиться больших успехов, заменив плановые проверки выборочными и сократив количество оснований для назначения внеплановых проверок.

«Я всегда это требовал: проверяйте кого хотите, но у вас должны быть основания, конкретные причины того, что вы пришли на предприятие, к бизнесмену, физическому или юридическому лицу. И если такие основания есть – пожалуйста, идите, – заявил А. Лукашенко. – И не надо там кучи этих оснований. Должны быть четко обозначенные основания и обстоятельства этих проверок».

Собственно, наши органы без оснований никого не проверяют. Просто оснований для этого в отечественном законодательстве слишком много. Бурные потоки запретов, требований, регламентов, нормативов, сроков и показателей текут в руслах тысяч нормативных актов по налогам, финансам, бухучету, внешнеэкономической деятельности, торговле, стан­дартизации, распоряжению имуществом и сходятся в безбрежном море проверяемых вопросов. Ведь исполнение каждого требования или ограничения нуждается в непременном контроле – иначе порядка не дождешься. Остается лишь выбрать, на какую снасть ловить предпринимательскую рыбку: плановым неводом, внеплановой удочкой или гарпунить выборочно – точно зная, что улов будет жирным и наваристым. Действительно, к чему тратить время на всяких ершей и плотвичек, когда рядом плещутся солидные лососи и осетры. И едва ли не каждый – с пышным хвостом многообещающих оснований.

Теперь концепция радикально меняется. Глава государства обнаружил, что предприятия проверяют по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам, хотя уголовное дело еще не возбуждено. Такого, по мнению Президента, быть не должно. «Возбудили уголовное дело – оно уже на контроле, вот тогда и проверяйте, – считает А. Лукашенко. – Тогда можно проконтролировать работу и правоохранительных органов, и контролеров».

Интересно, что немалая часть уголовных дел по экономическим статьям возбуждается как раз по итогам проверок. Но можно пойти и другим путем: выбрать цель, подобрать подходящую статью, а потом проверить, что там нечисто. Однако теперь самим контролерам грозит ответственность за нарушения при проведении проверок. Это планируется закрепить в проекте поправок в Указ № 510. «Пусть это будет первый шаг в этом направлении, но все-таки они должны чувствовать свою ответственность. Конечно, не перенапрягая контролеров, – предупредил А. Лукашенко. – А то мы сейчас подобными мерами у них отобьем не то что охоту, а всякое желание работать».

Привлекать к ответственности представителей контрольных органов предлагается и за беспричинные проверки и если основания для проверок не подтверждаются. «А то так можно придумать различного рода основания, прийти – факты не подтвердились, и никто за это не ответит», – отметил глава государства. Впрочем, тут вряд ли стоит беспокоиться. Умелые ревизоры всегда получат результат, была бы охота. Тут важно не перестимулировать. А то, опасаясь быть наказанным за беспричинную проверку, иные контролеры могут ненароком «накопать» слишком много.

Заодно Президент раскритиковал практику временного приостановления деятельности предприятий контрольными органами. «Это не дело контролеров. Вы должны положить на стол перед руководителем предприятия, бизнесменом конкретные претензии, и он пусть решает: работать ему или лучше приостановить работу, – заявил глава государства. – Это руководитель, он решил приостановить – приостановил, устранил недостатки. Не хочет приостанавливать – пусть не приостанавливает, но по результатам он за это ответит».

Интересно, что приостановление расчетов, производства и реализации, иных аспектов деятельности стало «делом» контролеров давно – в соответствии с Положением о Комитете государственного контроля, утв. Указом от 27.11.2008 № 647. А сравнительно недавно Минторг (будущий МАРТ) прославился массовым приостановлением деятельности организаций торговли и общепита в соответствии с Указом от 5.12.2014 № 567, тоже, кстати, действующим. Так что избавить контролеров от того, что их делом не является, просто. Достаточно отменить те нормативные акты, которые контролирующие органы в это дело впутали…

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by