$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

КАК КУЮТСЯ НАЛОГИ: ВТОРАЯ ПОПЫТКА

11.09.2015

Даже приблизительного знакомства с проектом изменений и дополнений в Налоговый кодекс, опубликованным в конце июля (см. «ЭГ» № 56 за 31.07.2015), было достаточно, чтобы понять, что это лишь черновик. Налоговую систему страны приходится на ходу подстраивать под быстро меняющиеся условия функционирования отечественной и мировой экономики. По мере избавления от иллюзий о том, что все не сегодня завтра пойдет по-прежнему, законодатели все активнее ищут средства для пополнения бюджета.

По сравнению с предыдущим вариантом в проекте добавлен целый ряд любопытных новшеств, в т.ч. призванных усилить контроль и воспрепятствовать схемам минимизации налогов. Рассмотрим наиболее важные нормы, которые могут появиться в следующем году, помимо тех, о которых говорилось в предыдущем обзоре.

За ценой придется постоять

Планы умеренного изменения порядка контроля трансфертных цен сменились весьма радикальными. Налоговики намерены контролировать соответствие налоговой базы рыночным ценам по более широкому кругу сделок с недвижимым имуществом, включая его передачу дольщику и владельцу жилищных облигаций, передачу долей в праве владения и пользования объектом долевого строительства, совершенных после его госрегистрации, а также операций с жилищными облигациями на вторичном рынке, если цена сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной.

Порог объема иных контролируемых сделок, совершаемых с одним лицом в течение налогового периода, понижается с 1 млрд. до 200 млн. Br. При этом во внешнеторговой деятельности будут контролироваться сделки не только с взаимозависимыми лицами, но и с оффшорными компаниями, а также операции, совершаемые с ними через посредников через совокупность сделок. Также будут контролироваться сделки с взаимозависимым лицом — налоговым резидентом РБ (в т.ч. через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьих лиц), имеющим льготы по налогу на прибыль, применяющим особые режимы налогообложения и (или) осуществляющим деятельность на определенных законодательством территориях. Иными словами, налоговики намерены пресекать схемы минимизации налогов, основанные на манипуляциях с ценами с помощью компаний с льготным налогообложением, в т.ч. УСН. Кроме того, будут контролироваться внешнеторговые сделки крупных плательщиков, превышающие 10 млрд. Br.

Контроль трансфертных цен будет осуществляться посредством камеральных и выездных проверок. При этом плательщикам придется представлять подтверждения экономической обоснованности примененной им цены, а налоговый орган наделяется правом требовать пояснения уполномоченных лиц и (или) работников плательщика по применяемым ценам.

Помимо ранее установленных в п. 2 ст. 301 НК методов определения налоговой базы (сопоставимых рыночных цен, цены последующей реализации, сопоставимой рентабельности и затратного) вводится еще один — метод распределения прибыли. Он заключается в сопоставлении фактического распределения между взаимозависимыми лицами — сторонами проверяемой сделки полученной ими совокупной прибыли. Если окажется, что они одновременно являются сторонами взаимосвязанных сделок или участвуют в последовательности сделок в рамках единого цикла реализации товара (работы, услуги), для целей налогообложения прибыль по такой сделке (сделкам) подлежит распределению в том же порядке, что и по проверяемой сделке. Таким образом налоговики получают в свое распоряжение весь арсенал методов, рекомендованных руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию.

Ст. 301 НК дополняется подробным описанием правил представления информации о совершаемых сделках в налоговые органы, в т.ч. документации, подтверждающей экономическую обоснованность цен, — от различных внешних и внутренних факторов, калькуляций до структуры холдинга (группы компаний), в который входит плательщик, финансовых показателей участников сделки, публикаций в СМИ и скриншотов из Интернета.

Кодификация господдержки

Налоговый кодекс дополняется главой 41 «Государственная поддержка». В ней излагаются формы господдержки (отсрочка и рассрочка уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, отсрочки по уплате задолженности перед бюджетом с последующей рассрочкой ее погашения, налоговый кредит), а также условия и порядок принятия решения об оказании господдержки. В основном здесь повторяются нормы Положения о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, налогового кредита, утв. Указом от 28.03.2006 № 182.

Отчетность

Религиозные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, избавятся от обязанности сдавать в инспекции МНС годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Зато остальные плательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 50 человек, а также плательщики НДС будут представлять такую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа.

В подп. 1.2 п. 1 ст. 79 НК уточняется, что не являются налоговой тайной общедоступные сведения, в т.ч. подлежащие в соответствии с законодательством раскрытию в СМИ и (или) размещению в Интернете, а также разглашенные плательщиком (иным обязанным лицом) самостоятельно или с его согласия. Заметим, что «подлежащие раскрытию» отнюдь не означает, что эти сведения раскрыты и размещены. Таким образом, предлагаемая формулировка открывает лазейку для «слива», например, данных финансовой отчетности, сданной в налоговый орган в соответствии со ст. 22 НК, до того, как она опубликована в установленном порядке.

НДС

Статья 98 НК дополнена определениями налоговой базы при передаче ссудодателем имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю (в размере подлежащих возмещению сумм начисленной амортизации, налогов на землю и недвижимость, а также расходов на эксплуатацию, ремонт и коммунальные услуги), а также при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав в пределах одного юридического лица, при которой производится исчисление и уплата НДС.

Налог на прибыль

В ст. 126 уточняется, что валовой прибылью филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь, исполняющих налоговые обязательства юридического лица, признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности указанных подразделений.

В состав внереализационных доходов включается стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. При этом в налоговом учете они отражаются на дату поступления (дату освобождения от обязанности оплаты или возврата). Исключение делается для оборотов, связанных с заключением мирового соглашения, по которым установлены особые требования.

Уточнен порядок определения внереализационных доходов и расходов, связанных с арендой, лизингом, иным возмездным или безвозмездным пользованием имущества.

К внереализационным доходам будут отнесены суммы производимой в установленном порядке дооценки товаров в розничной торговле и общепите до цен на вновь поступивший товар, а к внереализационным расходам — суммы производимой в установленном порядке уценки товаров до цен на вновь поступивший товар, а также суммы снижения цен на товары с истекающими сроками реализации, товары, пользующиеся ограниченным спросом у населения, производимые за счет уменьшения покупной стоимости (если размера торговой надбавки недостаточно).

Ограничивается возможность переноса убытков на будущие периоды. Убытки, не заявленные плательщиком до начала проверки, в т.ч. установленные и (или) скорректированные в сторону увеличения во время проверки, переносу не подлежат.

В состав контролируемой задолженности, учитываемой в правилах «тонкой капитализации» помимо управленческих услуг включены бухгалтерские, юридические, посреднические услуги, услуги по поиску, подбору, найму и предоставлению персонала для осуществления деятельности в РБ (подп. 1-1.5 п. 1 ст. 1311 НК).

Охота

на бенефициаров

Одно из самых важных новшеств — требование о раскрытии информации о конечном бенефициаре доходов, выплачиваемых нерезидентам. Согласно новой редакции ст. 151 НК для применения льготы по налогу на доходы в соответствии с международными соглашениями об устранении двойного налогообложения у иностранной компании могут запрашиваться сведения о ее фактическом владельце. Такая компания не признается фактическим владельцем дохода, если осуществляет исключительно посреднические функции в интересах другого лица, не принимает на себя риски и (или) ее право пользоваться и (или) распоряжаться доходом ограничено договорными или иными обязательствами выплатить (передать) доход (в полном объеме или его большую часть (не менее 60%) нерезиденту, который сам не имел бы права на льготу. Если в установленные сроки такая компания не представит сведения и документы, перечисленные в п. 4 ст. 151 НК, в т.ч. о своем фактическом владельце, то она лишится права на льготу по соглашению при выплате дивидендов.

Концепция бенефициарного собственника (beneficial owner) с легкой руки Модельной налоговой конвенции ОЭСР широко используется в мировой практике как инструмент борьбы с оттоком капитала и уклонением от уплаты налогов. Особенно популярным он стал в связи с принятием ОЭСР «программы действий по предотвращению размытия налоговой базы и манипуляций с прибылью» (base erosion and profit shifting — BEPS), причем в гораздо более жесткой форме, чем ее пытаются внедрить сейчас в Беларуси. Впрочем, для полномасштабного применения нам придется пересмотреть практически все ранее заключенные двусторонние налоговые соглашения.

Укрощение

упрощенки

Как и ожидалось, в НК появятся ограничения применения упрощенной системы налогообложения. В частности, индивидуальные предприниматели смогут применять УСН, только если их валовая выручка за 9 месяцев предыдущего года не превысит 1125 млн. Br. Им придется перейти на общий порядок, если выручка за год превысит 1,5 млрд. Br. Это существенно ударит по ИП, занимающимся реальным бизнесом и имеющим определенные расходы. Тем, кто использует УСН для минимизации налогов с помощью пресловутых «управленческих» и «маркетинговых» схем, придется их слегка усложнить, что добавит бизнесу рисков, а контролерам — работы.

Для организаций, применяющих УСН, порог освобождения от налога на недвижимость снижается с 1500 м2 общей площади капитальных строений до 1000 м2. Это можно считать компромиссом (власти первоначально предлагали уменьшить эту цифру до 500 м2), но вряд ли он кого-то обрадует.

Лишаются права применять «упрощенку» организации и ИП, оказывающие (предоставляющие) услуги субъектам торговли посредством информационного ресурса в Интернете, связанные с размещением на нем информации о продаже товаров. Одновременно авторы проекта разобрались с «дочками». Сейчас УСН запрещено применять унитарным предприятиям, собственниками которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям. Теперь этот запрет распространяется и на унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица. Таким образом, законодатели учли упрек БСПН им. М.Кунявского (см. «ЭГ» № 53 за 21.07.2015). Исключение сделано лишь для «дочек» республиканских государственно-общественных объединений (сейчас — только ДОСААФ).

Доходы в виде безвозмездно полученных активов будут облагаться у лиц, применяющих УСН, по ставке 16%.

* * *

Итак, налоговое законодательство на 2016 год приобретает все более реальные контуры. Очевидно, одной из главных тенденций его совершенствования надолго станет борьба с уклонистами и улучшение администрирования. Вероятно, со временем «подтянутся» и остальные приоритеты, в т.ч. сокращение льгот и выравнивание фискальной нагрузки в различных сферах.

Отдел налогообложения «ЭГ»


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях