Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Контроль
14.02.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как измерить "тень"?

Наличие теневого сектора в экономике характерно для любой страны. По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%...

Наличие теневого сектора в экономике характерно для любой страны. По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше -- 50--60%. В Беларуси объем теневого сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП. Однако эта цифра не является точной оценкой реальных экономических процессов, происходящих в стране.

АНАЛИЗ выявляемых правоохранительными органами правонарушений свидетельствует о существовании значительного скрытого от официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и предпринимателей. Если к теневым экономическим операциям причислить и нелегальные, в том числе криминального характера, которые не учитываются официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.

Несмотря на то что теневая составляющая завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно.

Основная причина -- отсутствие надежной первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.

Одним из таких методов является, например, способ примерного определения динамики производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, транспортных перевозок и другими косвенными показателями, поддающимися учету. В ряде случаев этот метод дает хорошие результаты. Однако необходимое условие его применения -- рыночные цены на электроэнергию и грузоперевозки. Если же цены являются регулируемыми и не отражают действительную стоимость электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление ввиду имеющихся социальных и других льгот, то динамика потребления электроэнергии, как и перевозок, может значительно отличаться от динамики производства не только по величине, но даже и по направлению.

Для расчета скрытых доходов домашних хозяйств часто применяется балансовый метод, основанный на сопоставлении всех учтенных доходов домашних хозяйств с их расходами на конечное потребление, накопление и прирост финансовых активов (наличных денег у населения, вкладов в финансовых учреждениях, ценных бумаг). Как правило, расходы оказываются значительно выше декларируемых доходов и позволяют выявить уровень теневой деятельности. В Беларуси значительную часть доходов домашних хозяйств составляют поступления от занятия незарегистрированной в установленном порядке деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, так называемой "челночной" торговле.

В ряде случаев для расчета показателей теневой экономики достаточно эффективным является использование монетарных методов, основанных на анализе спроса на наличные деньги.

Среди прочих способов оценки теневой экономики наиболее широкое распространение получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов хозяйствования, анализе результатов ревизий, проверок уплаты налогов и деклараций.

Наилучшие результаты достигаются, как правило, при одновременном применении нескольких методов, с использованием разных базовых источников информации.

У НАС в республике проблемами оценки размеров теневой экономики на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.

Поскольку статистический орган не является контрольным, а полученная им информация конфиденциальна, она не может использоваться в качестве основания для наложения штрафов, пени, сбора дополнительных налогов.

Кроме того, главной целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов значительно уже охватываемой теневой экономикой. Она не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые прямо запрещены законодательством. Аргументы основаны, как правило, на доводах этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолковано как рост благосостояния страны.

В этой связи в большинстве стран учет и анализ процессов теневой экономики проводится совместными усилиями как статистических, так и контролирующих органов.

Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики, многоаспектны, то и методы борьбы с нею должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.

В краткосрочном периоде наиболее эффективными могут оказаться меры принудительного характера. Подпольное производство, контрабанда, обычные схемы уклонения от уплаты налогов выявляются проведением комплексных проверок со стороны правоохранительных, налоговых и таможенных органов. При занятии незаконной деятельностью не должно создаваться ощущения безнаказанности, что делает преступный бизнес привлекательным.

Однако только репрессивные действия не позволяют кардинально оздоровить обстановку. Вместо закрытых фирм возникают новые, также нацеленные на осуществление незаконных операций. Поэтому во многих странах пытаются заинтересовать предприятия и граждан в легализации своих доходов.

В России еще в 2000г. впервые на государственном уровне было заявлено, что предупреждение и сокращение некриминальных форм теневой экономики считается задачей защиты и реализации общенациональных интересов; подчеркнут социально-политический и социально-психологический (а не только экономический) ущерб обществу от теневой экономики; морально реабилитировано население, вынужденное нарушать законы ради получения необходимых средств существования. Вместо репрессивных методов борьбы против этих форм теневой деятельности предложено легализовать их путем изменения законов и сокращения излишнего бюрократического вмешательства в хозяйственную жизнь.

Последствия принятия таких решений, безусловно, еще будут анализироваться. Копировать их в Беларуси без учета специфики нашей экономики не имеет смысла. Однако уже сейчас ясно, что рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений