$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

КАК ИЗМЕНИТЬ ДУХОВНОСТЬ©

29.10.2013

Отечественные предприятия в последнее время все чаще задумываются о корпоративной культуре. В ней видится одно из конкурентных преимуществ. Однако опыт западных компаний показывает, что хотя этот атрибут действительно помогает добиваться успеха, но выход на биржу и появление крупных акционеров заставляют жертвовать декларируемыми ценностями.

Многие корпорации усиленно пропагандируют свою корпоративную культуру, указывая в рекламных материалах, на сайтах, в проспектах эмиссии о своих принципах ведения бизнеса, миссии, духовных ценностях, которыми руководствуются в работе. Так, 85% корпораций, входящих в индекс S&P–500, имеют на своем сайте раздел (иногда даже два), посвященный корпоративной культуре. В нем подробно описываются принципы, которым должны следовать все сотрудники. Чаще всего упоминается инновационность (ее декларируют 80% компаний), затем — порядочность и уважение (70%). Корпоративная культура — это секретный ингредиент, который позволяет завоевывать доверие партнеров, уверяют топ-менеджеры и PR-агенты. Но на самом деле, как показали научные исследования, декларация тех или иных ценностей практически никак не влияет на успехи компании.

Экономисты Луиджи Гуизо, Паолу Сапинеза и Луиджи Зингалес из Чикагского университета попытались измерить, как корпоративная культура влияет на успехи фирмы. Они изучили несколько экономических показателей компаний с ярко выраженной корпоративной культурой, т.е. тех, которые, продавая свои товары или услуги, напирали на ценности (см. диаграмму). Оказалось, что ни коэффициент Тобина (соотношение рыночной и балансовой стоимости компании), ни доходы от продаж таких фирм не отличаются от показателей аналогичных компаний, не кричащих о своих ценностях на каждом углу. Единственное исключение —- удовлетворенность клиентов. Она выше у корпораций, использующих в рекламе слова вроде «честность» и «уважение к природе».

Впрочем, этот разочаровывающий результат вовсе не означает, что корпоративная культура не влияет не прибыль. Возможно, между красивыми словами и экономическими показателями нет взаимосвязи, потому что в реальной жизни компании не придерживаются декларируемых ценностей.

Самый простой способ оценить уровень культуры внутри корпорации — спросить ее сотрудников, решили ученые и воспользовались статистикой исследовательской компании Great Place to Work Institute (GPTWI). Она обследует более 1000 фирм в США и ежегодно составляет рейтинг «100 лучших мест для работы».

В исследование входит и опрос работников, которых просят оценить два заявления: «Слова менеджмента совпадают с их действиями» и «Менеджмент честно себя ведет» по шкале от 1 до 5, где 1 — это «почти всегда не соответствует действительности», а 5 — «почти всегда правда».

Фирмы с более высоким индексом внутреннего доверия обычно лучше показывают себя на рынке. Индекс Тобина у таких компаний немного выше, чем в среднем у компаний, входящих в S&P–500 (2,14 против 2,05), у них выше продуктивность, лучше связи внутри индустрии, они привлекательнее для работников, чем остальные корпорации.

Получается, что корпоративная культура действительно помогает компании достигать успехов. Но верно ли его второе предположение: IPO убивает культуру компании?

Чтобы проверить эту гипотезу, экономисты сравнили индекс внутреннего доверия в компаниях, чьи акции торгуются на бирже, и в частных фирмах. Оказалось, что в публично торгуемых компаниях он на 0,21 ниже. Но выход на биржу не всегда означает снижение уровня культуры компании. Чаще всего слова о «честности и ценностях» расходятся с делом у менеджмента компаний, у которых есть крупные акционеры (не менее 5% акций). Оказавшись в их власти, топ-менеджеры вынуждены идти на любые ухищрения, чтобы увеличить прибыль новых владельцев. Тут уже не до высокой корпоративной культуры, несмотря на идеально выстроенное управление и серьезный горизонт планирования.

В постсоветских странах отношение к корпоративной культуре довольно специфическое. Ее обычно начинают внедрять, когда требуется обновление, меняется организационная структура, проводится ребрендинг, планируется выход на новые рынки, привлечение инвесторов и проведение IPO. Тогда корпоративная культура воспринимается собственниками и менеджерами как инструмент для превращения компании в более цивилизованную и современную структуру. Впрочем, иные скептики видят за разговорами о миссии, возрождении духовных ценностей в бизнес-среде лишь «новую форму эксплуатации поумневших людей».
 
Подготовила Анастасия Григорьева