$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как изменился Перечень

27.12.2013

Фонд социальной защиты населения прокомментировал постановление Совмина от 14.12.2013 № 1083 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115».

Это постановление принято в целях сокращения временных затрат плательщиков на определение объекта для начисления взносов по государственному социальному страхованию, увеличения доходной части бюджета Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, стимулирования работодателя в части принятия мер по официальному повышению заработной платы своим работникам, а также создания дополнительных условий для заинтересованности работников в увеличении размера своей пенсии.

Согласно постановлению № 1083 Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень), изложен в новой редакции.

Из Перечня исключены такие выплаты, как единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения, а также при увольнении в связи с выходом на пенсию (п. 10), зарплата, начисленная за работу в день проведения республиканского субботника (п. 20). В свою очередь, суммы этих выплат будут учитываться при исчислении стажа и заработка работнику при назначении ему пенсии и пособий.

В силу законодательства о государственном социальном страховании из Перечня исключены выплаты, не являющиеся объектом для начисления взносов по государственному социальному страхованию:

– доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты) (п. 16);

– суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата (п. 21);

– суммы средств работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий (п. 25). Основанием для исключения указанных сумм из объекта для начисления взносов на государственное социальное страхование являются подтверждающие документы (гражданско-правовые договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.). При этом на суммы поощрительных выплат работникам за участие в таких мероприятиях, за исключением спортивных, взносы на государственное социальное страхование начисляются.

В соответствии с законодательством, а также с учетом практики применения п.п. 2, 6, 13 Перечня конкретизированы и изложены в новой редакции. Одновременно п.п. 4, 8, 17, 23 Перечня систематизированы, обобщены и изложены в соответствующей редакции.

Перечень в новой редакции применяется при определении объекта для исчисления взносов по государственному социальному страхованию, начиная с выплат, начисленных работникам за январь 2014 года.

Источник: www.ssf.gov.by

ОТ РЕДАКЦИИ

Итак, официальное мнение высказано. Но до его появления бизнес-сообщество успело в очередной раз удариться в панику. Что это было?

Согласно ст. 1 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (ред. от 30.12.2011) плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН являются работодатели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физлица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юрлица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. В свою очередь, работающие граждане — граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

В ст. 3 Закона объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН признаются для работодателей и работающих граждан — «выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем, утверждаемым Совмином…». Ключевые слова здесь — «предоставляющие работу» и «работающие». То есть речь идет о выплатах, обусловленных наличием трудовых отношений или гражданско-правовых отношений, названных в ст. 1 Закона. Дивиденды выплачиваются на основании не указанных отношений, а в связи с наличием у учредителей (участников) — как работников юридического лица, так и остальных — обязательственных прав (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) в отношении этого юрлица или вещных прав (на имущество унитарных предприятий) (ст. 44 ГК).

Таким образом, дивиденды вообще не входят в сферу регулирования Закона № 138-XIII. А потому формально их упоминание в перечне выплат, не облагаемых отчислениями в ФСЗН, изначально было лишним.

Однако многие белорусские менеджеры и бухгалтеры не утруждают себя подобными рассуждениями, а потому они с легкостью ведутся на слухи, распускаемые некомпетентными интернет-источниками. Гораздо проще, если в этом и любом другом перечне перечислены все возможные виды выплат, требований и исключений из правил — во избежание неправильного толкования, ошибок и нарушений, а также паники в деловом и бухгалтерском сообществе. Правда, законотворцы могут сослаться на ст. 23 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», предписывающую по ходу нормотворчества: «при изложении правовых норм нормативного правового акта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу». Но порой эта норма сводится к знаменитому правилу «пишите кратко и непонятно», а пользователям, чтобы понять суть документа в одну страничку, приходится переворачивать целые тома законов, кодексов и постановлений.

Поэтому хочется пожелать в новом году авторам нормативных документов не жалеть в них слов, а тех, кому приходится эти акты исполнять, — руководствоваться знаниями, а не слухами.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях