Как избавиться от отходов
Организация оплатила услуги станции техобслуживания (СТО) по замене на своем автомобиле масляного и топливного фильтров, тормозных колодок и аккумуляторной батареи (АКБ). Имеет ли право представитель организации отказаться от замененных деталей, расходных материалов и сделать соответствующую отметку на первичном документе СТО?
Исходя из п. 5.2 СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения» порядок обслуживания транспортных средств, правила приемки и установление гарантийных обязательств организациями автосервиса должны осуществляться в соответствии с Правилами бытового обслуживания потребителей, утв. постановлением Совмина от 14.12.2004 № 1590 (далее – Правила № 1590).
Согласно п. 105 Правил № 1590 замененные в механическом транспортном средстве дефектные узлы, блоки, модули и другие детали (компоненты) возвращаются потребителю. Получение деталей (компонентов) отражается в документе, подтверждающем факт оказания бытовой услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, и удостоверяется подписью потребителя.
Отходами производства считаются отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п. 21 ст. 1 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», далее – Закон № 271-З).
В соответствии с п. 23 ст. 1 Закона № 271-З производитель отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводит к образованию отходов.
Право собственности на отходы приобретает производитель отходов с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством РБ и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З).
В результате проведенных операций на СТО у организации образовались следующие виды отходов:
– при замене фильтра масляного – отработанный масляной фильтр, 3-й класс, код 5492800 по Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утв. постановлением Минприроды от 8.11.2007 № 85 (далее – Классификатор);
– при замене фильтра топливного – ткани и тканевые фильтры, загрязненные нефтепродуктами, 3-й класс опасности, код 5820202 по Классификатору;
– при замене тормозных колодок – тормозные композиционные колодки отработанные, 3-й класс опасности, код 5750905 по Классификатору либо лом чугунный несортированный – код 3511102 по Классификатору, неопасный;
– при замене АКБ – свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом, 1-й класс опасности, код 3532201 либо никель-кадмиевые аккумуляторы, без класса опасности, код 3532300 по Классификатору.
При этом в тормозных композиционных колодках отработанных содержится железо, в свинцовых аккумуляторах отработанных содержится свинец.
К черным металлам относятся чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них (п. 4 Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10, далее – Инструкция № 98/12/10). К цветным металлам относятся: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.
Таким образом, в колодках и АКБ содержатся черные и цветные металлы.
Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее – ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам (п. 1 Указа Президента от 5.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»).
Ломом и отходами черных и цветных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства (п.п. 4, 5 Инструкции № 98/12/10).
Весь лом и отходы черных и цветных металлов, образующиеся у субъектов предпринимательской деятельности, а также заготовленные организациями Белорусского республиканского союза потребительских обществ и организациями Белорусского концерна по материальным ресурсам, подлежат сбору и обязательной сдаче заготовительным организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам (п. 19 Инструкции № 98/12/10). Использование субъектом предпринимательской деятельности лома и отходов черных и цветных металлов в собственном производстве, за исключением оборотных и деловых отходов, осуществляется также по нарядам организаций ГО «Белвтормет».
Срок хранения лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать 3 месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом).
Таким образом, организация не имела права оставлять на станции техобслуживания аккумуляторную батарею и замененные тормозные колодки (относятся к замененным деталям и содержат лом черных и цветных металлов). Их следовало отразить в бухгалтерском учете как отходы цветных металлов и в дальнейшем сдать в установленном порядке в ГО «Белвтормет».
В случае согласия СТО принять отработанные масляный и топливный фильтры в заказ-наряде необходимо сделать запись: «Замененные детали, за исключением тормозных колодок и АКБ, отказался получать».
Списание вышедшей из строя АКБ и сдача ее заготовительным организациям отражается в бухгалтерском учете следующим образом.
1) Оприходование АКБ, отработавшей ресурс, в виде отходов, содержащих цветные металлы. Для определения стоимости целесообразно воспользоваться калькулятором, расположенным на сайте ОАО «Белцветмет» (входит в состав ГО «Белвтормет») www.bcvm.by. Например, при весе отработанной АКБ 13 кг ориентировочная стоимость лома на 1.11.2016 составит 14,9 BYN.
При этом в бухучете делается запись:
Д-т сч. 10 «Материалы», субсч. 6 «Прочие материалы» – К-т сч.сч. 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» – 14,9 BYN – по чистой стоимости реализации.
2) Отражение выручки от реализации отработанной АКБ. Например, по приемо-сдаточному акту вес нетто «Лома неразделанных аккумуляторных батарей» определен в размере 8 кг, код лома – 21802413, что по цене 1808,9 BYN (прейскурант размещен на указанном выше сайте) за 1 тонну составит 14,47 BYN + НДС (14,47 х 20%) 2,89 BYN.
В бухучете делаются записи:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – К-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсч. 7 «Прочие доходы по текущей деятельности» – 17,36 BYN (14,47 + 2,89);
Д-т сч. 90.10 «Прочие расходы по текущей деятельности» – К-т сч. 10.6 – 14,9 BYN – списывается чистая стоимость реализации лома;
Д-т сч. 90.8 «НДС, исчисленный от прочих доходов по текущей деятельности» – К-т сч. 68.2 «НДС» – 2,89 BYN (17,36 х 20 / 120) – начислен НДС;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета» – К-т сч. 62 – 17,36 BYN – получение денежных средств от перерабатывающей организации.
В ОАО «Белцветмет» установлены различные прейскуранты на лом и отходы цветных металлов в зависимости от способа доставки – транспортом организации или транспортом ОАО «Белцветмет». В первом случае ожидаемые транспортные расходы учитываются при расчете чистой стоимости реализации лома и отходов цветных металлов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение, вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами (подп. 1.3, 1.6 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З). При этом следует руководствоваться Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утв. постановлением Минприроды от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
В приложении к инструкции по обращению с отходами указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), обоснование этого количества, периодичность вывоза отходов производства, обоснование установления такой периодичности (п. 20 Инструкции № 45).
Таким образом, если работник предприятия делает отметку на заказ-наряде, выписываемом СТО, что замененные за плату дефектные узлы, блоки, модули и другие детали забирает представитель организации, то данные материалы должны быть отражены в приложении к инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной в организации.