$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛИШНЕГО И НАЙТИ НОВЫХ ПАРТНЕРОВ

11.03.2011

ОАО «МАЗ» в 2011 г. планирует выйти на 10-процентную рентабельность, сообщил «ЭГ» генеральный директор Александр БОРОВСКИЙ. Добиться этого руководство предприятия надеется за счет снижения себестоимости, наращивания объемов производства и поиска выгодных рынков сбыта.

По словам гендиректора, в текущем году на МАЗе будет продолжен курс «жесточайшей» экономии, начатый в 2010 г., чтобы преодолеть последствия неэффективной политики прежнего руководства. Со времен СССР денег здесь не считали, пояснил А.Боровский.

Например, в автотранспортном цехе обнаружили 317 «лишних» автомобилей. Треть из них уже продана, остальных ждет та же участь. Это позволило сэкономить значительные суммы, расходовавшиеся на эксплуатацию этой техники, причем на производственную деятельность других служб и предприятия в целом такое мероприятие никак не повлияло.

С 600 до 250 сокращен штат контролеров, которые были переведены на другие должности, сообщил гендиректор. Экономический эффект от внутренних реформ в 2010 г. составил на предприятии 440 млрд. Br, а в текущем году планируется добавить к ним еще 610 млрд. Br. Резервов для сокращения себестоимости еще немало. Среди них — реорганизация складского хозяйства. На предприятии около 600 кладовых, в т.ч. почти у каждой цеховой службы, причем общего учета их содержимого не велось, что негативно сказывалось на накладных расходах. Наведение порядка, как считают в администрации МАЗа, позволит высвободить средства, которые можно будет направить на реализацию возобновленных в последнее время социальных проектов, включая строительство жилья для работников, реконструкцию Дворца культуры, повышение зарплаты. Кстати, ее средний уровень в текущем году превысил 2 млн. Br. Заметим также, что согласно данным Депаратамента по ценным бумагам среднесписочная численность работников ОАО «МАЗ» выросла с 21 003 человек на конец 2009 г. до 21 974 по итогам III квартала 2010 г.

В прошлом году МАЗ получил 170 млрд. Br чистой прибыли. При этом удалось практически полностью разгрузить склады, где на начало 2010 г. скопилось почти 5 тыс. грузовиков, автобусов, прицепов. Как сообщил замгендиректора по коммерческим вопросам Алексей Тутубалин, в прошлом году было реализовано 22 980 единиц автотехники — в 1,5 раза больше, чем в 2009-м, причем на российском рынке реализация грузовиков выросла в 4 раза, а автокранов более чем в 11. В дальнем зарубежье было продано 519 минских автобусов, что почти в 40 раз больше, чем в 2009 г.

Поэтому, если еще два года назад доля внутреннего рынка в сбыте МАЗа доходила до 70%, то в 2011 г. она сократится на 27,4% — до 6 869 ед. В то же время на российском рынке планируется продать 13 990 машин — на 58,3% больше, чем в 2010-м, в т.ч. в Украине — в 2,5 раза, в странах дальнего зарубежья — на 85%. Это позволит ОАО в 2–3 раза увеличить положительное сальдо внешней торговли, которое в 2010 г. составило 75,1 млн. USD.

Одновременно планируется в 1,5 раза увеличить производство продукции, сообщил первый заместитель гендиректора по экономике и финансам Виктор Калечиц. Правда, сегодня правительство не требует отчетов по валовому показателю, однако предприятия сами вынуждены их устанавливать, чтобы достичь необходимой рентабельности.

На МАЗе разработана комплексная программа технического развития на 2011–2015 гг. стоимостью почти 1,12 трлн. Br. Для этого будут использованы собственные средства ОАО и иностранные кредиты. В 2011 г. на модернизацию и расширение производства запланировано направить 170 млрд. Br.

Впрочем, благоприятная конъюнктура рынка может измениться в 2012 г., если Россия вступит в ВТО. Тогда таможенные пошлины на грузовые машины снизятся с нынешних 25% до 10,5%. Это будет крах автомобильной отрасли России и Беларуси, считает А.Боровский, поскольку рынок Таможенного союза заполонит более конкурентоспособная техника из Германии, Швеции, Италии, Китая.

Чтобы выжить, белорусам обязательно нужно с кем-то объединяться, подчеркнул гендиректор. Однако попытки договориться с Iveco или MAN результатов не дали. Остается надеяться на слияние с российскими компаниями ГАЗ или КамАЗ. Второй вариант предпочтительнее, поскольку сулит сотрудничество с концерном Daimler, являющимся акционером российской компании. Руководство МАЗа надеется, что вхождение в такой холдинг откроет двери как к немецким технологиям в автомобилестроении, так и дополнительные ниши по реализации готовой техники на рынке РФ. А.Боровский сообщил, что от группы ГАЗ поступило предложение о доверительном управлении МАЗом, а от госкорпорации «Ростехнологии» — об обмене акциями МАЗа и КАМАЗа. По информации гендиректора, создается рабочая группа, которая и рассмотрит эти предложения, их целесообразность.

Иван МИХАЛЕВИЧ