$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Как исправить коммунальные вопросы

24.10.2017

Стоимость и качество жилищно-коммунальных услуг – проблемы, которые белорусские власти пытаются решить не первый год. В очередной раз эту тему обсудили на республиканском семинаре с участием Президента Александра Лукашенко.

Вопросы жилищно-коммунальной сферы глава государства призвал считать «приоритетом № 1» для руководителей регионов, поскольку они напрямую влияют на социально-политическую обстановку и настроения в обществе. По официальным данным, 2/3 населения республики положительно оценивает работу жилищно-коммунальных служб. Но такой результат Президент считает недостаточным.

Впрочем, хотя государство по-преж­нему дотирует тарифы, мало кто радуется, получив очередную жировку. Усилия по снижению себестоимости, повышению качества услуг и развитию технологий, казалось бы, приносят свои плоды. Но стоимость услуг, сроки капитального ремонта домов, качество питьевой воды, неудовлетворительное состояние дорог, плохое освещение улиц, содержание подъездов и дворовых территорий и т.п. требуют особого внимания.

Президент требует «окончательно и бесповоротно» определить с 1 января стоимость услуг ЖКХ, которая должна стабилизироваться «в условиях крайне низкой инфляции в стране». С другой стороны, есть намерение переложить часть расходов по ремонту зданий, в частности, фасадов, на население, приватизировавшее жилье, а также на «небедных» людей, которым отданы первые этажи под магазины и другие точки. «Нам надо разобраться и прямо сказать людям, что будем делать мы, а что должны делать сами люди, это их квартиры», – заявил Президент.

Это интересный сигнал: не столкнутся ли граждане и бизнес с новыми поборами в придачу к налогам, которые обещается несколько лет не повышать?

РАНЕЕ было объявлено, что тарифы ЖКХ должны расти только на 5 USD в год и индексироваться в увязке с ростом доходов населения. Но «лимит» был выбран еще в январе текущего года. В сентябре тарифы повысились уже на 8%, а в декабре ожидается скачок еще на 10%. Учитывая, что с ноября объективно придется платить больше в связи с включением отопления, глава государства назвал такой подход к делу «антинародным». «Почему нельзя индексировать тарифы, скажем так, когда нет отопления, жировки легче? – спрашивал Президент у чиновников. – Не понимаю, вы, губернаторы, вместе с Правительством кому хотите угодить – своим людям или неким международным организациям?»

По-видимому, власти всерьез опасаются негативного общественного резонанса по «тарифному» вопросу и опасаются «будоражить население разговорами о стопроцентном возмещении». А потому ставится задача для всех: с 2018 г. проводить разовое повышение тарифов только на 5 USD, а в дальнейшем рост будет допускаться лишь решением Президента. Поскольку переговоры с МВФ о новом финансировании благополучно провалились, торопиться уже не нужно. Можно и о людях позаботиться, и энергетиков с водоканалами приструнить, чтобы не «жировали». Впрочем, когда очередные подсчеты будут завершены, может оказаться, что тарифы получатся немалыми, а процент возмещения – достаточно высоким.

Несмотря на социальные приоритеты, ставится задача к 2020 г. уйти от перекрестного субсидирования. Но одно­временно, как полагает Президент, придется существенно поднять зарплату, а также повысить эффективность работы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить дальнейшее снижение затрат, совершенствование нормативов, дифференциацию тарифов, модернизацию отрасли. Останутся и безналичные жилищные субсидии. А вот любые признаки посредничества будут преследоваться. Под раздачу на семинаре попала даже созданная Нацбанком организация «Единое расчетное и информационное пространство» (ЕРИП), которую заподозрили в попытке стать «еще одним нахлебником, посредником меж­ду государством и людьми, жирующим за их счет».

Столь же суровые претензии предъявлены по вопросам ремонта жилья. Оказывается, у нас ежегодно капитально ремонтируется более 2% жилищного фонда, а вскоре можно достичь и 3%. Но на качество и сроки проведения капремонта по-прежнему поступает много жалоб.

ЕСТЬ претензии и к лифтовому хозяйству. Третья часть эксплуатируемых лифтов выработала свой срок и нуждается в замене. Президент потребовал до 2020 г. весь лифтовой фонд привести в надлежащее техническое состояние, а заодно позаботиться о качестве техники. Производителям предложено подумать над увеличением сроков эксплуатации лифтов, которые сегодня составляют 25 лет, – не ради собственной прибыли, а для решения государственных задач.

ЕЩЕ одно требование – снижать затраты и стоимость теплоснабжения. Здесь, по мнению Президента, имеются огромные резервы для экономии. Но сориентироваться в них непросто. С одной стороны, пытаясь снизить долю импортируемых газа и энергoноситeлей, в ЖКХ старались активнее использовать местные виды топлива. Это, как было сказано на семинаре, себя оправдало: себестоимость производства тепловой энергии на местных видах топлива значительно ниже, чем при использовании газа. Но с местными ресурсами не все так благополучно. Проверки регулярно обнаруживают факты поставки пере­увлажненного древесного топлива, что влечет рост удельных расходов и снижение КПД действия котлов. Еще больше претензий вызывает коррупция, связанная с участием в схемах поставок сырья посреднических структур. «Как только вы начнете использовать по­средников, к вам сразу придут правоохранители и контролеры», – пообещал Президент.

Трудные времена обещаны и энергетикам. Комитету госконтроля дано указание разобраться с формированием их тарифов, обратив особое внимание на уровень затрат, норму прибыли и источники, за счет которых содержатся «крутые санатории, базы и прочее». Кроме того, не решен вопрос заключения прямых договоров на теплоснабжение и горячее водоснабжение. Министерство энергетики настаивает на заключении договоров между энергоснабжающими организациями и организациями ЖКХ районов, не желая работать с населением из-за возможного снижения экономических показателей. Президент потребовал немедленно разрешить этот ведомственный кон­фликт.

На семинаре даны указания решить вопросы тепловой модернизации жилых домов, водоснабжения и водоотведения, замены изношенных сетей, обращения с отходами, совершенствования структуры ЖКХ. С последним требуется «разумная централизация при достаточной свободе действий на местах». Минжилкомхоз сохранит свою роль, будет «развиваться, становиться центром принятия решений и нести ответственность за качество, полноту и доступность всего спектра жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению».

Всякие разговоры о реорганизации министерства рекомендовано прекратить. В сфере его ответственности останутся обеспечение реализации гос­программы «Ком­фортное жи­лье и благоприятная среда», научное сопровождение отрасли, разработка методик, норм и нормативов, их внедрение в практику; сопровождение сис­темы безналичных жилищных субсидий; планирование отраслевого инвестиционного и текущего финансирования и т.п. За облисполкомами сохранятся вопросы своевременного, рит­мичного перечисления бюджетных субсидий, контроль за их рациональным и целевым ис­пользованием, обслуживание населения в регионах и т.д.

ПОСКОЛЬКУ бюджетного финансирования для ЖКХ сегодня не хватает, Президент требует, чтобы субъекты хозяйствования в отрасли старалась сами зарабатывать деньги. И если основные жилищно-­ком­мунальные услуги «не всегда рентабельны», то финансовое благополучие, по мнению главы государства, можно обеспечить за счет дополнительной деятельности, продолжая «эффективно выполнять социальную миссию». Возможен и допуск на рынок частных компаний – если они согласятся работать по заданным тарифам. «Система ЖКХ – это не та сфера, где мо­жно иметь заоблачную рентабельность и лопатой грести деньги», – предупредил Президент. Никто не запрещает отдать частникам какой-то объем услуг или работ, но лишь при условии, что они будут выполнять их дешевле, под контролем исполкомов и при соответствующей ответственности.

Очевидно, отбоя от желающих работать на столь привлекательных условиях быть не должно.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ