$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как исчезает капитал©

17.12.2013

По подсчетам американской исследовательской организации Global Financial Integrity, из Беларуси за 2002–2011 годы нелегально выведено более 75 млрд. USD. Если эти оценки верны, то в среднем наша страна теряет ежегодно более 12% ВВП.

Всего, по данным исследования, с 2002 по 2011 гг. развивающиеся страны потеряли 5,9 трлн. USD. В среднем нелегальный отток капитала увеличивался на 10,2% в год, существенно опережая темпы прироста ВВП. Для оценки Global Financial Integrity использовал данные платежных балансов 144 стран. Эксперты пытаются учитывать отток капитала, связанный с преступностью, коррупцией, уклонением от уплаты налогов и другой незаконной деятельностью. Оказалось, что за десятилетие с 2002 по 2011 гг. теневой отток капитала из Китая составил 1,08 трлн. USD — самый высокий результат среди стран с развивающейся и переходной экономикой. На втором месте — Россия (880 млрд.), на 3-м — Мексика (460 млрд.), на 4-м — Малайзия (370,4 млрд.). Далее следуют Индия (343,93 млрд.), Саудовская Аравия (266,43 млрд.), Бразилия (192,69 млрд.), Индонезия (181,83 млрд.), Ирак (178,79 млрд.), Нигерия (142,27 млрд.). Беларусь занимает в этом списке 16 место, опережая Катар (62,82 млрд.), Польшу (49,39 млрд.) и Сербию (49,37 млрд.).

По данным Global Financial Integrity, нелегальный отток капитала из Беларуси за 2002–2011 гг. составил 75,09 млрд. USD, т.е. в среднем по 7,51 млрд. в год. Таким образом, наша страна занимает 16-е место в мире и по среднегодовому оттоку капитала. Начиналось все со «скромных» 2546 млн. USD в 2002 г., после чего шел рост на 6–25% ежегодно. Перелом произошел 6 лет назад, когда темпы роста оттока превысили 60% (с 5,6 млрд. в 2006-м до 9,1 млрд. в 2007-м и 14,98 млрд. USD в 2008 г.), что, возможно, не в последнюю очередь сказалось на первом витке кризиса в 2009 г. Затем в 2009–20110 гг. темпы роста оттока капитала существенно сократились (до 9,2 млрд. в 2009-м и 8,37 млрд. в 2010 г.), а в 2011-м резко выросли до 14,1 млрд. USD. Не нужно напоминать, какими финансовыми проблемами был отмечен этот год. И если нелегальный отток капитала для развивающихся стран составлял в среднем около 4% ВВП, то в Беларуси этот уровень был втрое выше. При этом прямых иностранных инвестиций (не на чистой основе) за 2002–2011 гг. в республику поступило лишь около 30,3 млрд. USD, т.е. в 2,5 раза меньше, чем нелегальный отток капитала по оценке американских экспертов.

В последние годы борьба с утечкой капитала приобрела в развитых странах огромный размах, причем помимо привычных налоговых мер появились новые: от давления на оффшорные юрисдикции с требованием о раскрытии информации до знаменитого закона FATCA. Однако в Беларуси этот инструментарий гораздо скромнее. Например, механизм контроля за трансфертными ценами был введен лишь в 2011 г., однако налоговые органы его так и не освоили. Теперь же законодатели еще больше облегчили им жизнь, исключив из ст. 301 НК возможность контроля трансфертных цен при приобретении товаров по импорту. Введенные с текущего года правила «тонкой капитализации», препятствующие выводу средств из зависимых компаний под видом процентов по займам, не распространяются в Беларуси на банки и лизинговые компании. Не нашли у нас пока широкого применения рекомендованные ОЭСР методы ограничения оффшоризации экономики путем раскрытия информации о бенефициарных владельцах бизнеса. Отчасти сдерживает отток капитала 10-процентный оффшорный сбор, но в правилах его взимания имеется достаточно лазеек: например, им не облагаются выплаты в виде возврата резидентами РБ кредитов и займов, а также процентов за пользование ими.

Где именно осели выведенные в обход закона средства, в докладе не сообщается. Финансовый эксперт ассоциации швейцарских благотворительных организаций Alliance Sud Марк Херкенрат предположил, что часть этих денег находится на счетах в банках Швейцарии. Можно также предполагать, что значительная доля оказалась в различных оффшорных зонах, причем какая-то часть из них затем репатриируется обратно под видом иностранных инвестиций. Между тем, если расчеты Global Financial Integrity хотя бы наполовину верны, Беларусь могла бы обеспечить выполнение планов по привлечению иностранных инвестиций, только перекрыв часть потоков нелегальной утечки капитала.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях