$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КАК ИМИДЖ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИНВЕСТИЦИИ©

11.11.2011

Вопрос привлечения капитала из-за рубежа для Беларуси актуален сегодня как никогда. Устранение дисбалансов в экономике требует огромных ресурсов, а прямые иностранные инвестиции — один из приоритетных источников финансирования — несут с собой не только деньги, но и передовые технологии, новые рабочие места и рынки сбыта. Однако их активность оставляет желать лучшего. О причинах и способах преодоления таких настроений рассказывает член постоянного комитета при Консультативном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров, участник рабочей группы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа Беларуси за рубежом финансовый директор ИООО «Эрнст энд Янг» Наталья НИКАНДРОВА.

Конкуренция между странами на мировом рынке капиталов велика. А они, как известно, всегда устремляются туда, где для них созданы наиболее благоприятные условия. Ведь инвестор будет прилагать все усилия для того, чтобы использовать имеющиеся у него ресурсы с наибольшей эффективностью, а значит, получить максимальную выгоду.

Универсальной оценки инвестиционного климата не существует. Чтобы просчитать все «за» и «против», требуется проанализировать и сопоставить множество факторов, которые в совокупности и характеризуют инвестиционный климат.

Имидж нашей страны за рубежом во многом формируют информация в СМИ, в т.ч. в Интернете, специализированные выставки и форумы, доклады и исследования независимых авторитетных организаций, консультации экспертов, которые, безусловно, принимаются во внимание инвесторами.

Так, в последнем рейтинге «Индекс экономической свободы», составляемом исследовательским центром Heritage Foundation (США) совместно с газетой Wall Sreet Journal, Беларусь заняла 155-е место из 179, оказавшись в категории стран с несвободной экономикой. При этом из 10 анализируемых параметров, учитывающих степень торговой, финансовой, свободы, инвестиционной свободы, защиты прав собственности, свободы от вмешательства государства в экономику и уровень коррупции в Беларуси, по сравнению с предыдущим рейтингом произошло ухудшение по 5. В исследовании IFC и Всемирного банка «Doing Business-2012» Беларусь заняла 69-е место по условиям ведения бизнеса из 183 стран, что неплохо в сравнении с Россией и Украиной, однако существенно хуже, чем у наших западных соседей — Латвии, Литвы и Польши. Международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Moody’s понизили суверенный кредитный рейтинг Беларуси. Это, без сомнения, отражает состояние белорусской экономики и дает знак инвесторам о высоком риске вложений в белорусские активы. Другой признак — падение котировок белорусских евробондов, в стремлении избавиться от которых инвесторы стали предлагать их по цене ниже номинала с дисконтом до 30%. И, наконец, последняя «ложка дегтя» — отказ от сотрудничества с нашей страной немецкого Deutsche Bank и французского BNP Paribas, которые совместно со Сбербанком РФ размещали на европейском рынке белорусские облигации. Все это свидетельства, мягко говоря, не в нашу пользу.

Ежегодно начиная с 2005 г. Минэкономики совместно с Центром социологических и политических исследований БГУ и Государственным научным учреждением «НИЭИ» в рамках инициативы Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) при Совмине проводят социологический опрос коммерческих организаций с иностранными инвестициями по оценке инвестиционного климата республики. Такой мониторинг призван выявить позитивные и негативные факторы, определяющие бизнес-климат в стране, для дальнейшего совершенствования инвестиционной политики.

Последний опрос проводился в марте–апреле 2011 г. по всем регионам РБ. Были проинтервьюированы руководители 500 предприятий с иностранными инвестициями и представительств зарубежных компаний из России, Литвы, Германии, Польши и других стран.

Результаты исследования говорят о том, что инвестора привлекает наличие в нашей стране низкооплачиваемой высококвалифицированной рабочей силы, качество инфраструктуры, транспорта и логистики, уровень развития телекоммуникаций и информатизации. Низкая конкуренция в некоторых рыночных сегментах оставляет широкие возможности для создания производства новых товаров и услуг. Также отмечена положительная роль вступления Беларуси в Таможенный союз, что открывает бизнесу беспрепятственный доступ к дополнительным рынкам сбыта. Позитивно также оцениваются последние изменения в регулировании ценообразования, налоговом администрировании, упрощение регистрации бизнеса, сокращение лицензирования и числа административных процедур.

Государство сегодня начинает сознавать, что чрезмерное регулирование и бюрократические препоны не приносят желаемых результатов. Добиваться эффективности можно, только создавая стимулы. Пример тому — льготы для резидентов СЭЗ и Парка высоких технологий, для стимулирования развития малых городов.

Положительно оценивается инвесторами тенденция к снижению налоговой нагрузки, наблюдаемая в последние годы. Однако до сих пор налоговое бремя остается достаточно высоким в сравнении со странами–соседями. Это сказывается на принятии инвестиционных решений. Ведь такой показатель увеличивает стоимость и сроки окупаемости проектов, соответственно уменьшая конкурентоспособность белорусских товаров (работ, услуг). Чтобы инвестор обратил внимание на нашу страну, следует сперва снизить налоговую нагрузку как минимум до уровня соседей, грамотно выстраивать структуру налоговой базы.

Несмотря на предпринимаемые государством усилия, сложная система валютного регулирования, таможенно-тарифное законодательство, высокая бюрократизация и нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса, несправедливая система применения санкций за нарушения в хозяйственной деятельности, отсутствие конкурентоспособного и прозрачного финансового рынка негативно оценены инвесторами. Все это признается факторами, которые более всего препятствуют привлечению прямых иностранных инвестиций.

Отметим, что почти 40% респондентов отрицательно характеризуют существующую систему гарантий защиты прав собственности. А ведь инвестор должен иметь защиту от необоснованного вмешательство государственных органов в отношения собственности без вступившего в законную силу решения суда, а также иметь гарантии необратимости приватизации. Ему нужна уверенность в том, что он не просто сохранит свой капитал, но и получит прибыль и сможет после уплаты налогов распорядиться ею по своему усмотрению, в т.ч. беспрепятственно перевести в любой валюте за границу вне зависимости от того, на внешнем или на внутреннем рынке заработана эта прибыль.

Главные ценности для каждого человека — это свобода и справедливость. Наличие четкой правовой базы, главенство буквы закона и независимая судебная система должны быть воплощением справедливости. Государство не должно допускать вмешательства в предпринимательскую деятельность, обеспечив тем самым свободу бизнесу, т.к. именно экономическая свобода устраняет препятствия на пути раскрытия и реализации творческого потенциала, продвижения передовых инновационных идей. Свобода — это доверие, а доверие основано на взаимном уважении.

ЕЩЕ ОДНИМ сдерживающим фактором для прихода иностранных инвестиций на белорусский рынок является доминирование в экономике государственной собственности. Власти сохраняют устаревшие подходы к управлению, защищая государственный бизнес и распределяя сырьевые ресурсы административным методом, тогда как частный сектор занимает второстепенное положение.

ИНОСТРАННЫЕ инвесторы могли бы принять активное участие в приватизации госсобственности, но зачастую они не имеют возможности получить исчерпывающие сведения об объектах приватизации, которые должны находиться в свободном доступе, в понятном формате, в т.ч. на иностранных языках. Чтобы инвестор мог доверять информации о финансовом состоянии предприятий, она должна быть опубликована на языке, которому доверяют финансисты во всем мире, — на языке международных стандартов финансовой отчетности. Но для качественного проведения приватизации в госорганах не хватает специалистов, а для привлечения консультантов для сопровождения сделок — денег. Зачастую инвестора не устраивают условия участия в приватизации, например, требование сохранения рабочих мест и отраслевой ориентации. Если это экономически нецелесообразно с точки зрения собственника, значит, такая приватизация ничего хорошего не принесет стране. Она будет порождать иждивенческие настроения в обществе, сохранит высокий уровень издержек и как результат — станет тормозом экономического развития.

Кроме того, возникшие в этом году проблемы с доступом к иностранной валюте, рост процентных ставок по кредитам, падение уровня доходов населения серьезно притормозили принятие инвестиционных решений. Многие иностранные инвесторы сейчас выжидают, наблюдая за процессами, происходящими в стране, со стороны.

Снижение покупательной способности населения из-за девальвации белорусского рубля привело к сокращению объема внутреннего потребительского рынка. Из теории мультипликатора следует, что снижение расходов населения неизбежно приводит к спаду экономической активности. Это влияет в т.ч. и на инвесторов, обслуживающих внутренний рынок. В сложной ситуации оказались инвесторы-импортеры, а также производители с долей импорта в себестоимости производимых товаров из-за проблем с приобретением необходимых сырья и материалов. В результате многие компании вынуждены были сократить объемы своей деятельности, либо полностью ее приостановить, переведя свой бизнес в соседние страны с более благоприятными условиями.

Иностранные инвесторы отмечают пробелы в процессе взаимодействия с местными исполнительными органами. Общение с ними на стадии принятия решения уже дает определенное представление об инвестиционном и деловом климате в стране. Зачастую потенциальный либо уже работающий в республике иностранный инвестор не знает, куда обращаться за решением каких-то насущных проблем и тратит время на бесконечные хождения по кабинетам. А проблема-то порой состоит в том, что чиновники отказывают инвесторам в помощи лишь потому, что не видят конкретной формулировки проблемы. Конечно, можно обратиться за «переводом» в консалтинговую компанию. Но и чиновники, по-моему, должны проявлять тут некоторую гибкость, вникать в суть дела, выявлять негативные моменты в законодательстве и давать конкретные поручения компетентным органам. Хочется верить, что с этой задачей справится обновленное ГУ «Национальное агентство привлечения инвестиций и приватизации».

К сожалению, в своих оценках инвестклимата нашей страны инвесторы в этом году оказались менее оптимистичны, чем в прошлом. Поэтому, опираясь на диалог, взаимное уважение и доверие, власти и иностранные инвесторы должны вместе активно работать над устранением факторов, препятствующих развитию конкурентоспособной бизнес-среды и, как следствие, притоку инвестиций. Государство должно поменять мировоззрение, научившись слушать и понимать собственника, становясь на защиту его интересов. Здесь любые неосторожные шаги и слова способны привести к утрате доверия. А оно стоит дорого: его, как известно, потерять легко, а восстановить трудно. Опыт истории говорит нам о том, что именно доверие и положительные ожидания могут серьезно влиять на экономические решения. Если собственнику в нашей стране будет комфортно, то выгоду в первую очередь получим мы сами, живущие здесь. Ведь инвестиции — это инновации, модернизация экономики, новые рабочие места, новые товары и услуги, растущая конкуренция, а значит, повышение качества жизни всех белорусов.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях