$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КАК ФАКТЫ НАПРЯГАЮТ ПЛАНЫ©

30.07.2013

Проект республиканского бюджета на 2014 год, подготовленный Минфином, отличает существенный дефицит — 10,68 трлн. Br при росте доходов на 7,5% к ожидаемому в текущем году, до 118,6 трлн. Br, а расходов — на 5,1%, до 129,3 трлн. Таким образом, груз внешних долгов, социальных обязательств и господдержки неэффективной экономики все заметнее нарушает бюджетный баланс страны.

Напомним, что на 2013 г. республиканский бюджет утвержден бездефицитным, с доходами и расходами, равными по 121,7 трлн. Br. Однако динамика его исполнения побудила Минфин пересмотреть эти индикаторы в сторону повышения расходов до 123,01 трлн. Br при прогнозируемом снижении доходов до 110,3 трлн. Таким образом, в текущем году дефицит республиканского бюджета может составить 12,6 трлн. против 701,5 млрд. Br в 2012-м.

В будущем году, по оценке Минфина, налоговые доходы республиканского бюджета вырастут на 10,1% к ожидаемому исполнению в 2013 г., до 103,5 трлн. Br, и составят 87% всех доходов, тогда как в текущем году их доля должна достигать всего 85,3%. Заметим, что если в 2012 г. налоговые поступления консолидированного бюджета составили 26,2% к ВВП, в 2013-м (по ожидаемому исполнению) — 27,4%, то в 2014-м, исходя из прогнозов, — 25,6% ВВП.

Косвенные приоритеты

Другое существенное отличие проекта бюджета-2014 — возрастание роли косвенных налогов. Так, ожидается, что поступления налога на прибыль снизятся на 39,1% к ожидаемому исполнению республиканского бюджета текущего года — до 3,8 трлн. Br. По-видимому, такой спад обусловлен в основном планами снижения ставки налога на прибыль с 18 до 12% и увеличения размера амортизационной премии. При этом объем налогооблагаемой прибыли почти не изменится.

Компенсировать потери должен рост поступлений налогов на товары на 15,9%, до 68,75 трлн. Br, в т.ч. НДС — на 10,6%, до 44,5 трлн., акцизов — на 26,2%, до 20,74 трлн., экологического налога — на 9,8%, до 353 млрд. и налога на добычу (изъятие) природных ресурсов — на 41,4% — с ожидаемых в текущем году 1,87 трлн. до 2,6 трлн. Br. Доходы от внешнеэкономической деятельности должны составить 29,6 трлн. — на 10% больше, чем ожидается в текущем году, что вполне коррелирует с планами роста экспорта. Довольно заметно — на 18,4% — планируется увеличить поступления от госпошлин, что существенно скажется на затратах.

Не налогом единым

По сравнению с текущим годом неналоговые доходы должны сократиться на 7,5%, до 15,04 трлн. Br. В частности, доходы от использования госимущества вырастут почти на 1 трлн. Br, до 8,02 трлн., что, впрочем, на 1 трлн. меньше, чем собрано в 2012 г. При этом дивиденды по акциям и доходы от участия в капитале составят 6,49 трлн. Br — на 23% больше, чем ожидается в текущем году. Отметим, что из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий и гособъединений должны вырасти на 20,6%, до 2,17 трлн. В то же время доходы от сдачи в аренду имущества сокращаются с ожидаемых в т.г. 1,7 трлн. Br до 319 млрд. Станет ли это следствием обещанной распродажи недвижимости арендаторам? Но в проекте не заметно существенного роста поступлений от реализации имущества: они планируются в размере всего 429,2 млрд. Br — только на 5,6% больше, чем ожидается в текущем году.

Штрафов в текущем году планируется собрать на 39% больше, чем взыскано в 2012-м, а в следующем году — еще на 10,9% больше — 581,5 млрд. Br.

Как факты напрягают планы

Ни в чем

не отказывая

Снижение доходов (к уровню, утвержденному законом о бюджете на т.г.) не мешает планировать увеличение расходов на традиционные цели. Так, межбюджетные трансферты предлагается увеличить на 2% к объему, ожидаемому в 2013 г., до 39,853 трлн. Br, при этом дотации бюджетам областей достигнут 31,45 трлн. Субвенции на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС запланировано увеличить до 3,48 трлн. (+12% к объему, утвержденному на т.г.)

Лимит внутреннего госдолга предложен в размере 41 трлн. Br, а внешнего — 15,5 млрд. USD, в т.ч. долгов, гарантированных РБ, — 32 трлн. Br и 3 млрд. USD соответственно.

Расходы на общегосударственную деятельность в будущем году предполагается увеличить на 4% (к уровню, ожидаемому в 2013 г.), до 64,037 трлн. Br. При этом на обслуживание госдолга предстоит изыскать 9,035 трлн. Br (+ 20,5%). Финансирование национальной обороны может быть увеличено на 6,4%, до 7,069 трлн. Br, судебной власти и правоохранительной деятельности — на 18,5%, до 13,075 трлн. Br.

Стимулирование национальной экономики из республиканского бюджета решено оставить практически на нынешнем уровне — 19,46 трлн. Br (+1,6%) и добавить к этому из местных бюджетов 12,6 трлн. (на 12% меньше, чем ожидается в т.г.).

На развитие предпринимательства может быть потрачено 4,2 млрд. Br (+31,3%), охрану окружающей среды — 640,2 млрд. (+4,6%). Зато подготовка и проведение республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi-2014» обойдется налогоплательщикам в 187,5 млрд. Br (+10,5% к т.г.).

Расходы на сельское хозяйство и развитие рыбохозяйственной деятельности предлагается увеличить на 5,4%, до 8,654 трлн. Br, а на потребности лесного хозяйства выделить 1,1 трлн. (+14,2%). Промышленность, строительство и архитектура могут рассчитывать на вливание 3,574 трлн. Br (+3,1%), транспорт — на 305,3 млрд. (+8,6%), дорожное хозяйство — 2,658 трлн. (+10,1%), а связь — 323,1 млрд. Br, что в 3,8 раза больше, чем в текущем году. А вот финансирование топливной отрасли и энергетики предлагается сократить на 29% к ожидаемому в 2013 г., до 2,19 трлн. Br.

Статья «жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» в расходах республиканского бюджета выглядит скромно: всего 130,4 млрд. Br (+6,3%), зато из местных бюджетов отрасль получит еще 15,8 трлн. (+4,6%). Почти на четверть (-24,3%) меньше, чем ожидается в 2013 г. выделяется средств на финансирование государственной инвестпрограммы — 4,752 трлн.

Основную нагрузку по финансированию здравоохранения, как обычно, примут на себя местные бюджеты в объеме 24,4 трлн. Br (+13,1%), из республиканского бюджета отрасль получит еще 5,64 трлн. Br (+11,6%). Аналогична ситуация с образованием: местные бюджеты должны будут предоставить 30,67 трлн. Br (+11,5%), республиканский — 6,72 трлн. (+5,4%).

Расходы на научную и научно-техническую деятельность из республиканского бюджета запланировано сократить до 2,199 трлн. против 2,3 трлн., утвержденных на т.г., при этом на фундаментальные научные исследования предусмотрено 757,26 млрд. Br. На 0,2% сократятся расходы республиканского бюджета на проведение социальной политики — 10,15 трлн. Br, зато местные бюджеты выделят на эти цели еще 5,274 трлн. Br (+12,3%).

Расходы государственных целевых бюджетных фондов предлагается снизить на 29% к объему, ожидаемому в т.г., до 1,5 трлн. Br, в т.ч. фонда национального развития — на 38 млрд., до 1,02 трлн., инновационных — на 53,5%, до 0,5 трлн. Br.

Дефицит республиканского бюджета в будущем году ожидается в размере 9% его доходов. Для его финансирования потребуется привлечь из внутренних источников 29,2 трлн. Br, в т.ч. от операций с госимуществом — 972,5 млрд. Br, а также из внешних источников 18,5 трлн. Br, в т.ч. кредитов международных финансовых организаций на сумму 17,5 трлн. Br (против 3,6 трлн. в т. г.).

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях