$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КАК ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ВЕРТИКАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ©

27.07.2012

Рост белорусской экономики будет неустойчивым, пока госпредприятия не адаптируются к изменениям, произошедшим во внешних и внутренних условиях, считают эксперты Всемирного банка в Страновом экономическом меморандуме. А потому они предлагают реформировать всю систему стимулов для эффективного развития активов, капитала и трудовых ресурсов; изменить структуру управления и отказаться от мягких бюджетных ограничений. При этом серьезной критике подверглась политика создания вертикально интегрированных структур, ставшая одним из приоритетов экономической политики белорусских властей.

За последние несколько лет на традиционных для Беларуси рынках сбыта произошли такие изменения факторов предложения и спроса, к которым госпредприятия не смогли адаптироваться, говорится в меморандуме. Сложно рассчитывать на успех, экспортируя по старой привычке продукцию с низкой добавленной стоимостью. Между тем избыточные мощности в основных отраслях были исчерпаны к 2006 г. Недостаточность новых инвестиций и внедрения современных методов производства ограничила способность предприятий реагировать на изменения внешнего спроса, который сместился в сторону сложной и высококачественной продукции. Поскольку отечественные производители в большинстве своем не конкурируют в сегментах дорогой продукции, они утрачивают свои доли на рынках.

Например, мировой экспорт продукции машиностроения в Россию уменьшился за 10 лет вдвое. Хотя рост в сегменте большегрузных автомобилей ежегодно до 2008 г. в среднем составлял 11%, однако со второй половины 2000-х увеличения поставок белорусской продукции в РФ не произошло. Дело в том, что у наших соседей возрос спрос на более сложную продукцию, который не могли удовлетворить белорусские изготовители. Эту нишу занял импорт грузовиков западных корпораций. Такая же динамика наблюдается в сегменте экспорта продуктов питания, считают в ВБ.

На этом фоне бурно росла значимость внутреннего рынка. Объемы продаж машиностроителей на отечественном рынке с 2003 г. по 2007 г. выросли более чем вдвое. В период мирового финансового кризиса внутренний рынок стал основным для белорусских автомобилей, причем спрос здесь стимулировался госзаказом. Даже после заметного восстановления экспорта в Россию в 2010 г. сохранялось преобладание поставок на внутренний рынок, которые составляли 2/3 продаж по сравнению с 1/3 в 2003-м.

Однако теперь на внутренний рынок устойчиво рассчитывать не приходится, предупреждают эксперты ВБ. Если до недавнего времени быстрый рост внутреннего спроса стимулировался мягкой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, протекционизмом и финансовой поддержкой из бюджета, то сегодня правительство уже не может себе позволить такие методы.

НО НЕТ ХУДА без добра. Кризисы 2008 г. и 2011 г. можно использовать для оценки способности реального сектора реагировать на шоки. Реакция частных предприятий на падение спроса в 2009 г. сильно отличалась от реакции госпредприятий. Так, если у частных предприятий наблюдалась отрицательная корреляция между прибылью и производительностью, то у госпредприятий — наоборот, положительная. Они в условиях падения продаж и прибыли не сокращали численность, а нарастили задолженность перед банками. Их способность к адаптации была сильно ограничена стремлением государства минимизировать негативные социальные последствия макроэкономических шоков. Поэтому госпредприятия, сохраняя штаты, сократили количество рабочих часов, урезали премии и уменьшили зарплату примерно в три раза. При отсутствии независимой системы социальной защиты они выполняли и продолжают выполнять функции социального страхования последней инстанции. Такая система является дорогостоящей и неоптимальной. Исправить ее можно созданием альтернативной системы страхования по безработице, советует ВБ.

Реформа госпредприятий для усиления их конкурентоспособности предполагает и реструктуризацию неэффективных вертикально интегрированных конгломератов. Эксперты ВБ обратили внимание на то, что показатели работы госпредпритий внутри цепочек интеграции разительно отличаются, т.к. зачастую интеграция маскирует неэффективность работы структурных подразделений. При отсутствии рыночных цен возникает искажение информации о себестоимости и технологиях, что позволяет произвольно манипулировать данными за счет трактовки структуры затрат и смещения центров прибыли. Так происходит перекрестное субсидирование менее эффективных, убыточных поставщиков рентабельными (головными) предприятиями. Производители конечной продукции в среднем работают эффективнее, чем их поставщики. Экспорт позволяет им получать экономическую ренту за счет установления цен на конечную продукцию на уровне мировых, в то время как оценка затрат на факторы производства, включая энергоносители, производится по искаженным внутренним ценам. При этом производители промежуточных товаров вынуждены продавать свою продукцию другим участникам цепочки вертикальной интеграции по цене, которая обычно основывается на сложившейся структуре издержек.

СУБСИДИРОВАНИЕ поставщиков головными предприятиями указывает на то, что для них действуют более мягкие бюджетные ограничения: административно регулируемые цены и более благоприятная стоимость заимствований. Например, средние эффективные процентные платежи по банковским кредитам в машиностроении были практически втрое ниже (около 1% в среднем за последние 5 лет), чем у производителей конечной продукции в рамках вертикальной интеграции (2,8%).

Несмотря на то что госпредприятия имеют доступ к экономической ренте, частные компании работают более эффективно: выше доходность активов и среди них меньше убыточных, отмечается в меморандуме. Значительная часть убыточных предприятий в составе объединений государственной формы собственности поддерживается за счет привлечения заемных средств от головных предприятий, заимствованиями у госбанков или под гарантии правительства.

Для вертикально интегрированных госпредприятий, в которых интеграция используется для сокрытия неэффективности работы, ВБ рекомендует реструктуризацию с привлечением стратегических инвесторов на головные компании и приватизацией поставщиков промежуточных товаров. Сокращение неэффективных сегментов продукции госпредприятий снизит издержки, связанные с перекрестным субсидированием, освободит их от непрофильной деятельности. Передача последней сторонним организациям или отчуждение таких активов будет содействовать развитию и укреплению частного сектора.

Без реформирования производительность госпредприятий в их нынешнем виде останется ниже и они будут менее конкурентоспособны, чем частные, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

СТОЛКНУВШИСЬ с проблемой снижения конкурентоспособности, госсектору предстоит усовершенствовать систему стимулов, чтобы обеспечить эффективное использование производственных активов, изменить структуру управления и низкую способность адаптироваться к изменениям спроса и предложения. В связи с этим эксперты ВБ советуют поэтапно отказаться от мягких бюджетных ограничений — льготного кредитования и других видов господдержки.

Поскольку усиление конкуренции имеет критически важное значение для укрепления дисциплины госпредприятий, они должны научиться работать в условиях таких же цен на кредиты, энергоносители, сырье и труд, что действуют для сектора частных предприятий, в условиях таких же налогов и норм закупок.

Руководителям госпредприятий следует передать право принятия решений относительно сочетания и использования в производстве ресурсов (труда, капитала, сырья и т.п.), формирования цен на всю продукцию. Это значит, что предстоит ликвидировать систему количественных целевых показателей и перейти к системе принятия хозяйственных решений исходя из соображений эффективности и качества. Внедрение системы контрактов, основанных на показателях эффективности работы, создаст правильные стимулы и впоследствии может значительно упростить структуру реформ.

Услышат ли белорусские власти предложения ВБ и согласятся ли с ними? Ведь выводы, сделанные в меморандуме, кардинально противоположны активно проводимой сегодня в республике политике создания вертикально интегрированных холдингов, которые правительство видит едва ли не главным инструментом развития экономики.

Оксана КУЗНЕЦОВА