$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Как акционируем, так и продадим©

09.10.2012

В Беларуси признан утратившим силу план приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, на 2011–2013 годы. Решение об этом принято постановлением Совмина от 1.10.2012 № 900. Им внесены изменения в постановление Совмина от 21.03.2011 № 348, которым были утверждены два плана на 2011–2013 гг.: приватизации объектов, находящихся в собственности Республики Беларусь, и преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Теперь первый из этих планов не нужен — предусматривавшая его составление норма ст.10 Закона «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» в ред. Закона от 16.07.2010 № 172-З отменена Декретом Президента от 10.09.2012 № 8.

План преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО остается, но он постановлением № 900 изложен в новой редакции. Если в прежнем перечне числилось 134 предприятия, то в новом — 128, из которых на преобразование в ОАО в 2013 г. определены 78. Среди них такие крупные РУП, как «Гомсельмаш», «Минский тракторный завод», «Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова», Минский завод шестерен, Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Минский авиаремонтный завод, Национальная авиакомпания «Белавиа», «Минск Кристалл», Брестский, Гомельский и Климовичский ликеро-водочные заводы, ПО «Белоруснефть» с девятью своими «дочками».

Между тем в Беларуси, по данным Белстата, из почти 128,4 тыс. зарегистрированных на 1.09.2012 г. юридических лиц 17,7 тыс. являются субъектами государственной собственности (в т.ч. 2,4 тыс. — республиканской и 15,3 тыс. — коммунальной), а из 105,7 тыс. юрлиц частной формы собственности в 1698 есть доля государства (для сравнения: в России в федеральной собственности находятся акции 2587 АО и имущество 1927 ФГУПов). При этом из 11,8 тыс. зарегистрированных за 8 месяцев т.г. юрлиц появилось всего 9 открытых АО и 348 организаций, находящихся в госсобственности. В то же время в текущем году иностранным инвесторам было продано принадлежащих государству акций (составляющих более 10% в уставном фонде) на сумму всего 1,8 млн. USD, хотя в планах значились 2,5 млрд. USD доходов от приватизации.

При таких темпах в ближайшем будущем государство, безусловно, сохранит контроль над большей частью активов. Еще больше усилят позиции чиновников нормы указов от 4.10.2012 № 456 и 457, которыми вносятся изменения и дополнения в указы от 16.112006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц» и от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг». До сих пор облисполкомы и Мингорисполком имели преимущественное право на приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, включенных в перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, утверждаемый Совмином по согласованию с Президентом РБ в соответствии с законодательством о приватизации, и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, перерабатывающих сельхозпродукцию, расположенных на территории соответствующей области, г. Минска, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки «Имущество», полученных взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в АО, а также переданных хозяйственным обществам по номинальной стоимости с оплатой в рассрочку. Теперь же облисполкомы и Мингорисполком сами, по согласованию с Совмином, будут составлять перечни интересующих их ОАО, причем включить в них можно будет не только переработчиков сельхозпродукции, «стратегически значимые» и особо важные для региона объекты, а вообще любые. В результате местные чиновники получают возможность затормозить, а то и вовсе заблокировать продажу акций каждого предприятия, на которое положат глаз, и не допустить на него инвестора, который им по каким-то причинам неугоден.

Разумеется, эти нормы можно представить как инструмент борьбы с рейдерством, однако с тем же успехом они могут быть использованы для давления на акционеров, чтобы прибрать к рукам предприятие и затем передать его «нужным» людям. Ведь мы уже не раз были свидетелями попыток государства увеличить свою долю в уставных фондах ряда ОАО путем дополнительной эмиссии или конвертации господдержки в акции, причем если это не удается, в ход идут другие меры, вплоть до отмены решения о приватизации ОАО — если не особо важного, то «особо нужного». Для этого созданы все условия — вплоть до получения исполкомами у депозитариев конфиденциальной информации о депонентах в части акций АО, включенных в перечни, названные в Указе № 677.

Пока же в Беларуси более нет плана приватизации и списков продаваемых предприятий. По заверениям властей, это означает, что можно приватизировать любое предприятие, если есть инвестор и определена цена объекта. В сообщении, размещенном на сайте Совмина, говорится, что в настоящее время готовятся проекты распоряжений Президента по продаже акций некоторых предприятий на аукционах и конкурсах. До конца текущего года ряд объектов планируется выставить на продажу. Приходится заметить, что отсутствие информации о том, что и когда будет продаваться, и делает непредсказуемым и непрозрачным процесс приватизации, а вместе с ним — и весь инвестиционный климат в нашей стране. Миссиям МВФ и Антикризисного фонда ЕврАзЭС, прибывающим вскоре в Минск для мониторинга реализации условий выданных ранее кредитов (в т.ч. касающихся приватизации), будет о чем побеседовать с принимающей стороной.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях