$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Кадры пока ничего не решили

10.11.2009

Это отметили участники ХII Минского форума «Беларусь и Восточное партнерство: перспективы развития в сферах политики, экономики и общества» в ходе секции, посвященной обсуждению вопросов малого и среднего бизнеса в Беларуси: потенциалов развития и роли организованных объединений.

Реализация комплекса мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, — это совместная работа правительства и общественных объединений предпринимателей, отметил первый вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Виктор Маргелов. Сотрудничество началось примерно три года назад с формирования совместных проектов по упрощению административных процедур. Роль союзов предпринимателей (СП) в общественной жизни страны постепенно возрастает, о чем свидетельствуют предварительные результаты рейтинга структур гражданского общества, в которых объединения предпринимателей получили 80 баллов из 100, уступив Президенту, правительству и некоторым крупным госструктурам. В стране создан и действует механизм, при котором СП имеют доступ к проектам документов, возможность их обсуждения с правительством и участия в доработке. Представители СП включены в составы целевых рабочих групп, созданных при министерствах, и могут вносить предложения по совершенствованию законодательства.

Впрочем, взаимодействие союзов и чиновников иногда дает сбои. В.Маргелов посетовал, что о некоторых документах бизнесмены узнают уже постфактум, не имея возможности ни ознакомиться с их проектами, ни поучаствовать в их доработке. Участвовавший в заседании директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский напомнил, что органы госуправления, подчиненные правительству, обязаны согласовывать все проекты нормативных актов с Советом по развитию предпринимательства, куда входят представители малого и среднего бизнеса. Однако, по словам А.Лихачевского, «бывает, что и с нами какой-то документ могут не согласовать по разным причинам». К тому же согласование проектов документов через СП — это своего рода компромиссная форма, поскольку Закон «О государственной службе» запрещает выносить информацию о готовящихся документах на обсуждение третьей стороне. Да и никто не гарантирует, что предложения бизнеса будут приняты.

С другой стороны, таинственное появление таких документов, как приснопамятное постановление Совмина от 28.07.2009 № 991, постановления Минэкономики от 27.08.2008 № 179 и от 19.08.2009 № 141, напоминало скорее спецоперации. А их содержание, ставшее для бизнесменов полной неожиданностью, повергало их в шок. Так что участие СП в нормотворческом процессе еще далеко от идеала. В свою очередь чиновники упрекают предпринимательские объединения, скажем, в лоббировании интересов своих членов в разрез с государственными интересами. Правда, если держава всерьез озабочена созданием комфортного бизнес-климата, то измеряется он в конечном итоге именно обеспечением интересов этого самого бизнеса, а не строчкой в рейтинге Всемирного банка.

ОТМЕТИМ, что общественное влияние имеют в основном предпринимательские структуры республиканского уровня. Большинство областных СП — это формальные организации, что в значительной мере объясняется повышенной концентрацией малых и средних предприятий (МСП) в столице (38,3%). Правительство признает, что усилия местных органов власти необходимо направить на прирост доли МСП в регионах, развитие предпринимательства в малых, средних городах, сельских населенных пунктах. Доля предпринимателей на 1000 человек населения пока составляет 13,3% в Минске, 8,9% в Бресте, 6,6% в Витебске, 5,8% в Гомеле, 7% в Гродно, 6,9% в Могилеве. Программой социально-экономического развития до 2011 г. предусмотрено доведение удельного веса МСП в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) до 30%, тогда как на начало 2009 г. она составляла 9,3%.

Недостатком всей структуры объединений предпринимателей является отсутствие вертикальной координации: «Совет по развитию предпринимательства республики понятия не имеет, что делает СРП Минска, и наоборот», — сказал В.Маргелов. Он считает, что механизм тесной работы делового сообщества и власти должен координировать центр продвижения инициатив предпринимательства — организация, наделенная правом придавать предложениям предпринимателей юридическую силу.

Руководители МСП должны активнее участвовать в деловой жизни общества. По данным ОО «МССПиР», лишь 10% из них являются членами общественных объединений предпринимателей. Остальные занимают пассивную, выжидательную позицию. Наряду с экономическими мерами поддержки предпринимательства улучшению бизнес-климата будут способствовать социальные реформы, направленные на формирование положительного общественного имиджа предпринимателя, разработку образовательных программ подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства и самозанятости населения.

Увеличение доли малого предпринимательства, занятого в промышленности, стимулировало бы развитие кооперации и субконтрактации. В настоящее время доля субъектов МСП в промышленности составляет 21%, в торговле и общественном питании — 42,5%, в сельском хозяйстве — 3,5%, в области транспорта и связи — 9%, в строительстве — 9,6%, в сфере операций с недвижимостью и имуществом — 2,3%, в прочих направлениях — 12,1%.

На данном этапе Минэкономики уделяет много внимания проблемам расширения объемов экспорта и создания условий для подключения к нему малого и среднего бизнеса. Однако, по данным МНС, на сегодня в Беларуси лишь немногим более 100 ИП изъявили желание уплачивать единый торговый сбор в размере 35 тыс. Br, т. е. пользоваться льготами для экспортеров, введенными Указом от 25.09.2009 № 477.

Очередным реформаторским шагом должен стать проект указа о внесении дополнений и изменений в Указ от 9.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», предусматривающий в качестве эксперимента до 2011 г. снижение ставки налога при УСН до 3% от валовой выручки для малых частных предприятий и ИП, экспортирующих товары белорусского производства, независимо от того, уплачивают они НДС или нет. Критерий численности работников организаций розничной торговли и общественного питания, применяющих ставку налога при УСН в размере 15% от валового дохода, планируется увеличить с 5 до 15 человек. Документ находится на рассмотрении в Администрации Президента.

В соответствии с разъяснением Минторга о режиме работы индивидуальных предпринимателей ИП-экспортерам разрешено самостоятельно изменять режим работы своего торгового объекта при необходимости его временного закрытия, связанного с вывозом товаров за пределы Беларуси, их закупкой и т. д. Проинформировать покупателей ИП обязан не позднее чем за один день до закрытия объекта, разместив соответствующее объявление. Если торговый объект необходимо закрыть на срок более 5 дней, то кроме покупателей рекомендуется уведомить администрацию рынка или торгового центра, а также местные органы власти. До сих пор изменять режим работы ИП могли только по установленному перечню уважительных причин.

Подготовлен проект указа о лицензировании предпринимательской деятельности, предусматривающий сокращение срока получения лицензии до 15 рабочих дней, срока рассмотрения заявления о продлении лицензии — до 10 дней, выдачи дубликата лицензии — до трех. Планируется, что количество лицензируемых видов деятельности существенно сократится, а число лицензиатов — уменьшится вдвое. Впрочем, иные бизнесмены опасаются, что если вместо лицензирования некоторых видов деятельности будет введена их сертификация, мало что изменится.

В 2009 г. существенно упрощены условия экономической деятельности предпринимателей, в т.ч. экспортеров. Однако пока не все инициативы и обещания выполнены. В Администрации Президента не нашло поддержки предложение об увеличении ставки НДС, увязанное с одновременной отменой ряда налогов. В случае принятия такого решения предприятия-экспортеры ощутили бы существенное снижение налоговой нагрузки. Отметим, что в данном вопросе СП придерживаются позиции властей.

В тупик зашло обсуждение вопроса об исключении международной товарно-транспортной накладной из состава бланков строгой отчетности. Всего на рассмотрении рабочей группы, созданной при Минфине, в настоящее время находится около 50 предложений по упрощению документооборота, не нашедших поддержки.

Остро стоит проблема штрафов за нарушения, связанные с ведением хозяйственной деятельности. Предложения СП обсуждаются в правительстве в течение года, но до сих пор не приняты. «Можно создать сколь угодно льготные условия, самые низкие налоги, но если штрафами можно отобрать больше, чем заработал, то смысла в коммерческой деятельности нет», — считает В. Маргелов.

Впрочем, до чрезмерных льгот пока не дошло: об освобождении ценообразования от жесткого регулирования государства остается только мечтать, шансы на доступ к приватизации госсобственности у МСП невелики, а финансовые возможности по-прежнему недостаточны. Так что предстоит решать еще множество проблем.

Дарья ЛИТВИНОВА