Кадровикам надо повышать квалификацию
Значительная роль в соблюдении трудовых прав работников принадлежит кадровым службам. Они стоят на страже прав работников, поэтому нередко именно от них зависит климат в трудовом коллективе. О том, как улучшить качество работы спе...
О том, как улучшить качество работы специалистов по кадрам, помочь им избежать ошибок, наша беседа с директором Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Анатолием САДОВНИЧИМ.
— Анатолий Петрович, ваше ведомство было инициатором исследования, связанного с работой кадровых служб по соблюдению прав работников. Каковы его результаты?
— Оказалось, что с затруднениями при использовании на практике трудового законодательства и подборе персонала периодически сталкивается 95% специалистов по кадрам. Сложности вызывает и контроль за соблюдением трудовой дисциплины, выполнением различных административных процедур.
Эти и многие другие проблемы чаще всего обусловлены отсутствием внимания к этой службе со стороны руководства, недостаточным опытом и уровнем специального образования самих сотрудников, большим объемом возложенных на них задач.
Порой трудности вызывает отсутствие четкого и однозначного понимания отдельных положений нормативных правовых актов, а также несвоевременная информация об изменениях в действующем законодательстве. Кстати, с этой проблемой сталкивается каждый второй специалист.
— У каких категорий кадровиков ошибок в работе меньше?
— Согласно нашему исследованию, применение на практике трудового законодательства не вызывает затруднений у специалистов в возрасте старше 40 лет, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в кадровой службе свыше 10 лет. Кроме того, меньше возникает проблем у кадровиков крупных организаций с численностью работающих свыше 500 человек.
На больших предприятиях кадровые службы, как правило, лучше укомплектованы. Это позволяет закрепить отдельные функции за каждым работником и тем самым ограничить перечень применяемых нормативных правовых актов. В малых организациях, где один кадровик зачастую совмещает основную работу с какой-нибудь другой и при этом должен владеть знаниями по всем аспектам трудового законодательства, ошибок бывает значительно больше.
Наличие или отсутствие проблем и затруднений у работников по кадрам обуславливается в т.ч. местом и ролью кадровой службы в общей системе управления организацией; уровнем технического и программного обеспечения, специализацией, наличием или отсутствием возможностей по повышению квалификации, четко (или нет) ограниченным кругом функций. Специалисты по кадрам, регулярно повышающие уровень знаний, имеющие опыт работы в кадровой службе, как правило, быстрее справляются с трудностями.
— Что, по вашему мнению, необходимо сделать для совершенствования работы кадровых служб?
— Я вижу два основных направления. Во-первых, повышение профессионально-квалификационного уровня работников, проведение их аттестации. Во-вторых, совершенствование организации и нормирования труда кадровиков и оказание им помощи по обеспечению соблюдения трудовых прав и гарантий работающих.
Специалистам по кадрам нужно больше учиться. Стоит пересмотреть существующие программы их подготовки и переподготовки, чтобы привести в соответствие современным требованиям. В связи с тем, что эта работа многогранна и требует регулярного обновления юридических, документоведческих, психологических и других знаний, им необходимо перейти к обязательному повышению квалификации не реже одного раза в два-три года, за счет нанимателей. Повышение профессионально-квалификационного уровня кадровиков — важное условие перехода страны к современным стандартам управления персоналом.
Целесообразно организовать проведение аттестации (сертификации) работников по кадрам. Это будет способствовать усилению мотивации и карьерному росту. Вдобавок аттестация поможет повысить авторитет кадровых работников, а для наиболее квалифицированных специалистов это будет «плюс» к конкурентоспособности на рынке труда.
В части совершенствования организации профессиональной деятельности работников по кадрам необходимо, в дополнение к существующим межотраслевым нормативам по численности кадровых служб коммерческих организаций, разработать нормативы для бюджетных структур.
Надо продолжать и разработку стандартизированных документов, используемых в работе кадровых служб. Это позволит снизить нагрузку на их работников и вероятность ошибок. Нанимателям необходимо обеспечить обязательную юридическую экспертизу и визирование всех документов по кадрам. Ведь кадровики руководствуются в своей деятельности широким перечнем нормативных правовых актов, в которые периодически вносятся изменения и дополнения. Для того чтобы отслеживать их, специалисты должны располагать актуальной нормативно-правовой базой.
СПРАВКА «ЭГ»
По информации Министерства труда и соцзащиты, в 2007 г. по требованию госинспекторов труда на работе в организациях восстановлен 31 работник, уволенный с нарушением законодательства. В результате восстановления нарушенных прав работников в их пользу с нанимателей взыскано свыше 1487 млн. Br.
За 6 месяца 2008 г. госинспекторами труда Департамента проведены 12473 проверки, по результатам которых выдано 9337 предписаний на устранение 138,3 тыс. нарушений законодательства о труде и охране труда. Привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда 4680 должностных лиц и 3080 нанимателей. На основании материалов государственных инспекторов труда привлечены к дисциплинарной ответственности 2170 должностных лиц, освобождены от работы 112 должностных лиц.
По требованию госинспекторов труда отстранено от работы в соответствии со ст. 49 Трудового кодекса 7485 работников, в результате восстановления прав работников им выплачено 883,3 млн. Br.