Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Качество требует контроля. КАЧЕСТВЕННОГО

В Беларуси давно назрела проблема, с одной стороны, защиты производителей и потребителей автомобильных бензинов, а с другой, -- обеспечения поступлений защищенной статьи доходной части госбюджета по акцизам на автомобильное топливо...
В Беларуси давно назрела проблема, с одной стороны, защиты производителей и потребителей автомобильных бензинов, а с другой, -- обеспечения поступлений защищенной статьи доходной части госбюджета по акцизам на автомобильное топливо. При этом Белгосуниверситет (БГУ) располагает передовыми разработками мирового уровня, позволяющими создать техническую базу Республиканской системы сертификации автомобильных бензинов, а также экспортировать приборы и методики их экспертизы. Внесение бензинов в "Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации" и воссоздание системы их обязательной сертификации неизбежно отразится на качестве и конкурентоспособности белорусских нефтепродуктов как на местном рынке, так и в соседних странах.

ОДНАКО в РБ сложилась парадоксальная ситуация, когда одно ведомство (в виде госконцерна "Белнефтехим") ищет многомиллионные кредиты на модернизацию технологических процессов на Мозырском и Новополоцком нефтеперерабатывающих заводах для увеличения производства современных высокооктановых бензинов, в то время как другое (в лице госкомитета по стандартизации, сертификации и метрологии) без согласования с концерном явочным порядком регистрирует различные технические условия (ТУ) частным предпринимателям для производства высокооктановых бензинов кустарным способом.

Анализ бензинового рынка Беларуси показывает, что в последнее время значительная часть реализуемого бензина является импортной. Причем импортерами выступают субъекты хозяйствования, не специализирующиеся на производстве и поставках автобензинов. Возникновению данной ситуации способствует отсутствие бензинов в Перечне товаров, подлежащих сертификации, что позволяет не декларировать ввозимый в Беларусь бензин. Как следствие, ввезенный бензин, во-первых, может быть реализован по демпинговым ценам (т.к. необязательность декларирования позволяет уменьшить налоговую нагрузку) и, во-вторых, может не соответствовать заявляемому качеству. Отступления от действующих нормативов обусловлено, как правило, чисто экономическими причинами: вовлечением в реализацию более дешевых компонентов с худшими показателями качества. На сегодняшний день в Беларуси параметры автомобильных бензинов должны соответствовать действующему ГОСТу 2084-77 "Бензины автомобильные. Технические условия". В соответствии с ним производимые автомобильные бензины должны обладать определенными параметрами: детонационной стойкостью, выраженной октановым числом, фракционным составом, давлением насыщенных паров, плотностью. Параметры бензинов по данному ГОСТу соответствуют эксплуатационным требованиям на топлива для двигателей внутреннего сгорания, применяемые на автотранспорте, и именно по данному стандарту НПЗ производят автобензины. Так, для повышения октанового числа допускается применение в качестве антидетонационной добавки тетраэтилсвинец с нормированной предельной концентрацией. Причем получаемый этилированный бензин представляет определенную экологическую опасность и ухудшает эксплуатационные характеристики двигателя. Поэтому для оповещения потребителя о наличии тетраэтилсвинца этилированный бензин должен быть окрашен. Применение других каких-либо антидетонационных добавок в ГОСТе 2084-77 не оговорено. (Кстати, он соответствует общемировым тенденциям. Например, закону о чистом воздухе США 1990г. и мировой топливной хартии 1998г., которые вообще запрещают введение марганца, железа и других металлосодержащих добавок в бензины.)

Несовершенство действующего законодательства в области контроля качества автомобильных бензинов позволяет весьма рентабельно и вполне безнаказанно производить и реализовать "высокооктановые бензины". В принципе, детонационную стойкость бензинов можно поднять и не прибегая к этиловой жидкости. Известна, например, антидетонационная добавка ферроцен. Дешевая, всего 20 руб. за 1 грамм. Нескольких граммов на литр прямогонного бензина достаточно, чтобы его октановое число поднялось на 10--15 пунктов. Так что рецепт приготовления "левого" бензина очевиден и вполне доступен для реализации на практике. Открываете люк цистерны с дешевым бензином (например, А-76), засыпаете туда ведро порошка ферроцена, размешиваете все это веслом -- и "АИ-95" готов! При этом бензин А-76 в автоцистерне объемом 20000 литров стоит 15 млн.ВYR. Ведро же ферроцена стоит 400 тыс. руб. Стоимость приготовленного "АИ-95" составляет 20 млн. руб. Прибыль -- 4 млн.ВYR на одной бочке. При этом капиталовложения в приобретение технологического оборудования равны нулю. Стоимость же последующего ремонта автомобиля, вызванного необходимостью устранить появившийся нагар на свечах и в цилиндрах двигателя, заменой отравленных катализаторов не входит в себестоимость "бензина".

Однако аккредитованные в РБ лаборатории традиционными методами не могут определять подобные добавки. При этом двум отечественным НПЗ и госконцерну "Белнефтехим" отводится роль просто переработчиков нефти, а не операторов бензинового рынка. В стране за год автомобилями потребляется около 1 млн. т автомобильных бензинов. При средней ставке акциза в 110 евро/т и величине налога с продаж автомобильного топлива в 60 евро/т общая сумма этих двух налогов за год составит 170 млн. евро. Если предположить, по самым скромным расчетам, что от налогообложения уходит выручка от реализации всего 10% бензинов, то потери госбюджета составляют 17 млн евро.

В то же время одним из сдерживающих факторов по введению обязательной сертификации автомобильных бензинов являлась техническая сложность в проведении испытаний качества. Оценки показывают, что для технического оснащения лаборатории испытаний автомобильных бензинов традиционными приборами требуются капиталовложения объемом более 300 тыс.USD. Себестоимость экспертизы одного образца автобензина традиционными методами превышает 80 USD. Как следствие, в системе Госстандарта на сегодня нет ни одной лаборатории по испытанию автобензинов. Но при этом в лаборатории аналитических исследований Института ядерных проблем БГУ разработаны контрольно-измерительная аппаратура и методика выполнения измерений (МВИ МН.998-99) детального углеводородного состава и определения основных показателей качества бензинов. МВИ и измерительный прибор прошли метрологическую аттестацию в Госстандарте. Еще в июле 2001г. принят стандарт СТБ 1276-2001 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный. Методика определения параметров". Госстандарт РБ своим письмом N 02-08/6290 от 1.11.2001г. разослал данный СТБ во все 11 национальных органов по стандартизации стран СНГ для рассмотрения в качестве межгосударственного.

Примечательно, что на сегодняшний день подобных метрологически аттестованных методов анализа в странах СНГ и в мире нет. Анализатор представляет собой прибор настольного типа. За одно измерение длительностью 60 минут определяются все важнейшие характеристики бензина. Важно отметить, что реализация анализатора качества бензинов возможна на базе любого современного газового хроматографа за счет применения универсальной компьютерной системы UniСhrоm для идентификации углеводородов и расчета эффективных параметров углеводородных топлив, включая не только бензины, но и реактивные топлива, керосины, дизельные топлива, природный горючий газ.

Лаборатория аналитических исследований в период с мая 2001г. по декабрь 2002г. провела 62 исследования образцов автобензинов, представленных органами госнадзора. 16 из них, это 26% от общего числа, не соответствовали заявляемому качеству. Особенно важно отметить, что лаборатория аналитических исследований Института ядерных проблем БГУ является единственной аккредитованной испытательной лабораторией в РБ, которая может определенно установить факт фальсификации качества автомобильных бензинов на несоответствие ГОСТ 2084-77, а по детальному углеводородному составу однозначно обнаружить и идентифицировать применяемые добавки.

Раньше или позже, но собственники и инвесторы белорусских НПЗ вынуждены будут решать проблему качества и, соответственно, конкурентоспособности отечественных нефтепродуктов. И если не будет использована отечественная технология контроля качества, то ее место займет импортная, причем далеко не обязательно лучшая.