$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

К взлету готовы

26.08.2008

Прорабатывается возможность создания первого в республике производства легких самолетов малой авиации. Соответствующий инвестиционный проект прошел экспертизу в Минэкономики, Минсельхозпроде, Институте защиты растений НАН Беларуси. Готовность оказать поддержку в его реализации высказало руководство Гомельской области. Отметим, это не первая попытка создать малую авиацию в Беларуси. Зато впервые появились реальные шансы на ее воплощение.

Бизнес-план предполагаемого производства разработан СЭЗ «Гомель-Ратон». Проектом предусматривается создание совместного предприятия с участием зарубежного капитала. Заинтересованность уже проявили иностранные инвесторы из России, Австрии и Словакии. Желание участвовать в создании предприятия высказал и аэропорт Гомельавиа. Его инициативу поддержал Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

Предусматривается создание первого в республике производства по серийной сборке многоцелевых самолетов внеаэродромного базирования, укомплектованных легкосъемной химаппаратурой. Прототип самолета разработан специалистами Самарского государственного аэрокосмического университета. Проведены предварительные технико-экономические расчеты, определена технология производства. Общие инвестиционные затраты на реализацию проекта составляют 4,7 млн. USD. Источники финансирования — прямые иностранные инвестиции, а также собственные средства предприятия. Реализация проекта займет 10 лет, плановый срок окупаемости — 6 лет.

Воплощение задуманного должно стать новым этапом развития сельскохозяйственной авиации Беларуси. Самолеты такого назначения играют важную роль в производстве продуктов питания и защите растений. Считается, что прирост валовой продукции происходит на 30% за счет расширения посевных площадей и на 70% — за счет совершенствования агротехнических приемов, чему в немалой степени способствует использование сельскохозяйственной авиации. В настоящее время разработано большое количество химпрепаратов, накоплен огромный опыт их применения. Но отсутствие надлежащей авиатехники снижает эффективность их использования. Имеющийся в распоряжении аграриев парк воздушных судов безнадежно устарел.

Между тем преимущества химической обработки сельскохозяйственных посевов с помощью малой авиации перед наземным способом очевидны: улучшается качество внесения химикатов, снижается расход на один гектар, и что самое важное — повышается оперативность. По мнению специалистов, с учетом объема посевных площадей и применяемых технологий возделывания культур парк сельскохозяйственной авиации республики должен составлять около 120-150 малых самолетов.

Инициаторы проекта с ностальгией вспоминают конец ХХ века, когда авиация играла важную роль в повышении продуктивности земель. К примеру, в 1987 г. с воздуха было обработано более 4 млн. га. В каждой области имелось по 30 самолетов АН-2 и несколько десятков вертолетов. Но из-за сокращения финансирования уже в 1990 г. самолетами было обработано только 1,5 млн. га, а в 1994-м — в 10 раз меньше. В итоге к середине 90-х использование сельскохозяйственной авиации свелось практически к нулю.

Понятно: легкомоторный самолет для нужд народного хозяйства должен быть простым в эксплуатации, с минимальным числом узлов и деталей, способным нести разнообразную аппаратуру в зависимости от проводимых авиахимработ. И самое главное — недорогим по стоимости и в процессе эксплуатации. Энергетические затраты также важны. Дополнительный эффект должна дать ставка на производство самолетов, работающих на автобензине, а не на более дорогом авиационном топливе.

С развитием научно-технической базы и инфраструктуры производства авторы проекта намерены разработать конструкторскую документацию на выпуск других модификаций базовой модели самолета. Есть планы по созданию учебно-тренировочного, патрульного, спортивного летательных аппаратов.

Планируется, что расширение воздушного парка будет также способствовать развитию внутренней транспортной сети. В частности, появятся авиатакси, работающие на местных воздушных линиях. В результате увеличится туристический потенциал и экспортные возможности страны. Инвесторы надеются, что самолетами, сделанными в Беларуси, заинтересуются также в других странах СНГ, Европе и Азии.

Алексей ГУЛЕВИЧ

P. S.  Самолеты белорусского проекта относятся к категории легких летательных аппаратов. Это составная часть авиации общего назначения. В ее рамках работают около 89% всех воздушных судов в мире. В США парк авиации общего назначения приносит в бюджет страны 68 млрд. USD, обеспечивая работой 638 тыс. человек. Кроме того, 640 тыс. американцев — действующие пилоты и владельцы более 206 тыс. воздушных судов. Не отстает от США и Европа, где насчитывается около 146 тыс. частных пилотов, а ежегодные обороты малой авиации общего назначения превышают 2 млрд. USD. Общая численность парка составляет 130 тыс. воздушных судов, для обслуживания которых развернуто более 3 тыс. аэродромов. В мире действует принцип: чем больше в стране самолетов малой авиации, тем выше доходы государства от подготовки пилотов, сертификации воздушных судов, отчислений на обслуживание воздушного пространства, налоговых поступлений с предприятий.