Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

К субъекту ВЭД с уважением и заботой...

Идет работа над новым Таможенным кодексом...
Идет работа над новым Таможенным кодексом

"Хотим уйти от тотального таможенного контроля",- сказал начальник отдела ГТК Александр Нистюк, характеризуя направленный в правительство проект Таможенного кодекса, в ходе заседания Республиканского клуба директоров, работающего при БСПН им.М.С. Кунявского.    По его мнению, принятие документа позволит создать в этой сфере новую, соответствующую мировым стандартам законодательную базу.

В то же время у предпринимателей многие положения подготовленного проекта вызывают вопросы и возражения. Например то, что порядка 30% статей кодекса имеют отсылочный характер.  Участники ВЭД надеются, что их мнение и предложения будут учтены при доработке документа. Поскольку принятие кодекса ожидается не ранее конца 2006 г., БСПН  продолжает его обсуждение и намеревается в скором времени представить свои предложения правительству и парламенту.

В идеале те, кто пишет и принимает законы, и те, для кого они пишутся, в т.ч. исполнители, должны контактировать на протяжении всего срока подготовки правовых актов, особенно столь важных, считают субъекты хозяйствования. А в данном случае - и после вступления кодекса в силу (мало ли какие проблемы выявит практика). Ну а о том, что экспортеры и импортеры, как, впрочем, и сами таможенники, хотели бы иметь простые, четкие и дружественные легальному бизнесу таможенные правила, и говорить не стоит.

Еще рано загадывать, какими они будут на самом деле. Но то, что новый документ сделает ситуацию более стабильной и объективной, уже очевидно. Дело в том, что многие включенные в него нормы и положения, которых нет в действующем кодексе, сейчас применяются на практике, но регулируются подзаконными актами - постановлениями, приказами, письмами ГТК и региональных таможенных органов. А закрепление данных положений на законодательном уровне уже само по себе объективно препятствует чаще всего неожиданным для субъекта хозяйствования изменениям таможенных правил.

Например, в новой редакции кодекса приводится максимальный перечень сведений и документов, которые участники ВЭД должны представлять таможне на каждом этапе ввоза/вывоза товаров для их таможенного оформления (сейчас их список определяется ГТК). Иными словами, планируется оставить комитету право сокращать такие перечни, но не расширять их, тогда и периферийные таможенные органы будут вправе требовать лишь те документы, которые действительно необходимы для соблюдения таможенного законодательства.

В целом в новый кодекс заложено немало хороших идей, делающих его более лояльным к субъектам хозяйствования и их внешнеэкономической деятельности. Предусмотрено, в частности, что они смогут декларировать товары в любом таможенном органе, уполномоченном принимать декларации (за исключением, быть может, очень специфических товаров вроде военной техники, радиоактивных материалов и т.п.). Кроме свободы декларирования новый кодекс разрешает перевозчику самостоятельно выбирать маршрут внутреннего таможенного транзита товаров к месту их оформления. При этом правительство может установить отдельные маршруты для отдельных видов товаров. Сейчас перевозчики ездят только теми "дорогами", на которые им указывает таможня. Таким образом, в новый закон заложена норма, позволяющая не нарушать логистические схемы предприятий, компаний, фирм, а напротив, выбирать наиболее удобные и менее затратные места для таможенного оформления товаров. Например, где расположен филиал головного предприятия, а не оно само.

Достаточно места нашлось в проекте и для вопросов предварительного декларирования товаров, которое также позволяет ускорять формальности и избегать лишних затрат на хранение товара, из-за простоев транспорта. Кроме того, в нем четче и полнее истолкованы термины "страна" и "сертификат происхождения товаров", что немаловажно для определения размера таможенных пошлин, а также понятий "действие" и "бездействие таможенных органов". При этом проект отменяет обязательность обжалования действий (бездействия) таможенника в вышестоящий таможенный орган. Можно будет обращаться прямо в суд. Все это вместе тоже направлено на то, чтобы поберечь время, деньги и нервы субъекта ВЭД в случае возникновения каких-то недоразумений или проблем.

Солидный блок нововведений занимают статьи о таможенных платежах и сроках их уплаты. Здесь, правда, подходы разработчиков закона и товаропроизводителей заметно расходятся. Последние недовольны отсылками аж к 15 статьям кодекса, касающимся платежей, что, согласитесь, действительно неудобно, а также тем, что ни в одной из них конкретные сроки не называются, тогда как в России они названы четко: 15 дней со дня прибытия товаров на территорию страны.

Из других уже поступивших предложений наиболее настойчиво звучат предложения втрое (до 10 дней) сократить сроки, отводимые проектом на те или иные таможенные операции и процедуры.

Если все сложится удачно, то новый Таможенный кодекс будет принят в 2006 году. Менять же его понадобилось по двум основным причинам.

Во-первых, республике предстоит вступить в ВТО. Поэтому в главном таможенном документе появились нормы, правила и их элементы, общепринятые в международной торговле, "теории" и практике ВЭД в целом. Введено, в частности, понятие "контрафактные товары", что очень важно для защиты объектов интеллектуальной собственности. Даны определения незаконного перемещения товаров через таможенную границу и ряд других.

Во-вторых, новый кодекс должен максимально приблизиться к российскому аналогу, хотя достичь этого, по-видимому, будет трудно. Российские таможенники жалуются своим белорусским коллегам, что в результате довольно напористого лоббирования с разных сторон их кодекс постоянно меняется и начал терять вес (разумеется, не в прямом смысле). В итоге все труднее и труднее сдерживать экспансию иностранных товаров на российский рынок, в т.ч. некачественных и поступающих по серым схемам.

Как хорошо известно, наш законодатель не собирался и не собирается принимать излишне либеральный в этом плане Таможенный кодекс.