Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
ИТ-технологии
17.08.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

К спору о доходном месте

Рассуждая о создании белорусского аналога "Силиконовой долины", мало кто задается вопросом: почему же не работают фактически давно готовые "долины", вроде академгородка "Сосны" под Минском, и что мешает внедрению уже имеющихся в стране передовых разработок в массовое производство?

Рассуждая о создании белорусского аналога "Силиконовой долины", мало кто задается вопросом: почему же не работают фактически давно готовые "долины", вроде академгородка "Сосны" под Минском, и что мешает внедрению уже имеющихся в стране передовых разработок в массовое производство?

Кроме того, рассматривая различные проекты "силиконовых долин", почему-то имеют в виду чуть ли не единственно информационные технологии, ссылаясь на опыт Индии и т.п. Однако даже в России с ее неизмеримо большим в этой сфере потенциалом, по сравнению с Беларусью, начинают понимать, что инвестиционно-инновационный прорыв может быть только в принципиально новой нише высоких технологий. Тем более это относится к таким индустриально развитым странам, как Беларусь, если она желает сохранить и развить унаследованную промышленную базу. И в этом случае она должна свою инновационную "долину" строить именно на индустриальной основе, сделав ее конкурентоспособной на мировых рынках.

На фоне информационных технологий проблема переработки промышленных отходов, может, и не столь эффектна и заманчива, но не менее актуальна и масштабна. Тем более что немалая доля отходов - это действительно, как говорит автор статьи  "Вернуть утерянное звено", золото, платина, серебро, иные драгметаллы. Просто их нужно извлечь из "отбросов" промышленного производства.

В то же время в Соснах десять лет погибает уникальный крупнейший комплекс "Радиан", будто специально предназначенный, в том числе для сбора, разборки и утилизации промышленных отходов с содержанием драгметаллов. Помимо того что "Радиан" находится в лесном массиве, он имеет все необходимое для экологически безопасного и безотходного технологического процесса сбора, хранения, переработки и утилизации драгосодержащих отходов в промышленно значимых отходах. Более того, на предприятии возможно сжигание и утилизация кино- и фотопленок с выделением из них серебра, чем до сих пор занимается БелВДМ системы Минфина. Только недавно печи по сжиганию пленок были перенесены из городской черты Минска в Витебскую область, но экологичнее от этого они не стали.

Понятно, что инженерно-технический персонал, некогда собиравший агрегаты и блоки для советского ВПК, наиболее профессионально подготовлен и к их разборке и утилизации. Сейчас эти люди в ожидании "лучших времен" заняты чем угодно, только не прямым своим делом. Как признавались они корреспонденту "НЭГ", слезы наворачиваются, когда теперь им приходится срезать мощные листы нержавеющей стали, которыми обшиты цеха предприятия, проданные или сданные в аренду фирмам самого разного профиля - от копчения кур до пошива женского белья. Только в последнее время запущено частное производство по переработке пластмасс, однако и его мощности вряд ли будут иметь промышленно значимый размах.

Деятельность руководства "Радиана" последнее десятилетие фактически и сводилась к сдаче в аренду или продаже помещений частным лицам. Итог примерно тот же, что и в случае с "Унидрагмет". Новое руководство "Радиана" теперь инициирует размещение на своих площадях в системе Минпрома промышленной переработки и утилизации промышленных отходов и пленок. Особых возражений со стороны Минобразования и Минфина вроде нет. Но и энтузиазма не наблюдается. Как никто не мешал сделать все это в последние десять лет - просто кто бы взял и сделал.

В отличие от Беларуси с ее тотальным учетом и контролем, в западных странах вопросы эффективности утилизации промышленных отходов с содержанием драгметаллов регулирует конкуренция. В 90-х годах белорусские военные имели возможность непосредственно ознакомиться с системой утилизации военной техники ВВС США. Оценив, например, истребитель F-16 в 50 тыс. USD, летчики выставляют его на тендер и продают тому частному лицу или фирме, кто предложит наилучшие условия. Причем частники, как правило, ведут ожесточенную борьбу за эти тендеры. Никому в голову не придет отслеживать дальнейший путь как лома, так и извлеченных из него драгоценных и цветных металлов. Ценовая борьба переработчиков за тендер сама определяет нижнюю границу рентабельности самолета или агрегата, а заодно стимулирует прогрессивные технологии по извлечению драгметаллов. Госконтроль за процессом теряет всякий смысл - бюджетная организация получила максимум возможного за употребленную вещь. Но и за эффективность производства, как в случае с "Унидрагмет", у государства голова не болит - это дело частного хозсубъекта-налогоплательщика.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений