$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

К БОЛЬШИМ ДОСТИЖЕНИЯМ- МАЛЫМИ ДЕНЬГАМИ©

15.01.2013

Власти услышали призывы деловой общественности сделать ставку на частный бизнес как на основную движущую силу белорусской экономики. Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Беларуси на 2013–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 29.12.2012 № 1242, предполагает довести долю этого сектора в ВВП страны до 30% против 22,9% в 2011-м. Правда, сделать столь значительный рывок малому бизнесу придется в основном за свой счет — государство выделит ему помощь не более 50 млн. USD.

В конце прошлого года Совет по развитию предпринимательства при Президенте и Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского в сотрудничестве с немецкими экспертами разработали и предложили правительству проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. (см. «ЭГ» № 98 за 28.12.2012 г.). Этот труд был замечен, по крайней мере, из него в программу попала не только цифра доли в ВВП, но и ряд других предложений.

К примеру, услышан призыв развивать стартапы среди молодежи, для которой запланировано проведение конкурсов инновационных бизнес-проектов, тематических семинаров и круглых столов, а также подготовка методических пособий и иной образовательной продукции. Будет организован ряд выставок и ярмарок по франчайзингу с участием ведущих зарубежных компаний (надеемся, они в курсе этой задачи и примут горячее участие). Развитию женского предпринимательства должно способствовать создание специальных бизнес-инкубаторов по взращиванию деловых леди: в 2013 г. такое заведение должно появиться в Минске, а в дальнейшем — во всех регионах республики. Для лучшей и деловой половины белоруской нации создадут специализированный портал, посвященный вопросам открытия и ведения бизнеса, организуют обучающие курсы и семинары.

Всем остальным обещают информационную поддержку и стимулирование деловой активности. Например, центрам поддержки предпринимательства помогут с установкой баз данных правовой информации, будут проводиться специализированные конкурсы и т.п.

Впрочем, большинство намеченных мероприятий скорее повторяют содержание прежних программ поддержки предпринимательства, а некоторые кочуют по разным документам так давно и безуспешно (в смысле реализации), что их приходится маскировать под замысловатыми формулировками. Например, согласно п. 24 плана программы в этом году органы госуправления займутся «выработкой и реализацией системы мер по стимулированию передачи организацией определенных производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области, в которой данный субъект хозяйствования специализируется». Проще говоря, власти собираются как-то посодействовать развитию аутсорсинга и субконтрактации между крупными и малыми предприятиями. Собственно, это не запрещено и сейчас, но широкого применения так и не нашло: одним такие отношения невыгодны, другим

Несколько лет обсуждался вопрос введения конкретного целевого показателя производственной кооперации: выделять для МСП квоту госзаказа не менее 10%. Но дальше разговоров дело так и не пошло. В очередной программе для конкретики места также не нашлось. Между тем внедрению субконтрактации до сих пор препятствует не столько недостаток нормативной базы, сколько боязнь директоров госпредприятий быть заподозренными в «серых» схемах и ведомственные барьеры, когда чиновники отраслевых министерств завязывают производственную цепочку на госпредприятиях, рассматривая частные компании не как партеров, а как конкурентов. Но пути преодоления таких системных противоречий в программе не названы.

Зато в документе много внимания уделено мероприятиям по информационной и методологической поддержке частного бизнеса. Однако при нынешнем дефиците и дороговизне финансовых ресурсов выступления представителей МСП все чаще звучат в духе «не учите жить, помогите материально». Прямая финансовая поддержка программой также предусмотрена, правда, в весьма скромных размерах. Предполагается, что основной объем средств будет выделяться из местных бюджетов, в текущем году — 86,2 млрд. Br, в 2014-м — 119,5 млрд., в 2015-м — 125,2 млрд. Br. Эти деньги пойдут на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, компенсацию лизинговых платежей, расходов на участие в выставочно-ярмарочной деятельности, а также на выделение льготных кредитов. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства предложит на схожие цели в течение трех лет 8,033 млрд. Br, 11,661 млрд. и 15,405 млрд., т.е. по нынешнему курсу всего около 3,9 млн. USD. Много ли удастся реализовать проектов за 11 млн. USD, предусмотренных на этот год из всех источников? А уж на фоне объемов финансирования других программ такие цифры выглядят совсем мизерными. Скажем, для развития отечественной промышленности до 2020 г. требуется более 11 млрд. USD ежегодно — ровно в тысячу раз больше, чем обещают выделить предпринимателям.

При этом нет уверенности, что даже скромные объемы госфинансирования будут востребованы. Ведь, с одной стороны, Указ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» содержит массу ограничений для соискателей. Помощь не могут получить предприниматели, имеющие убытки в текущем году, у которых недостаточно имущества для залога или нет поручителей. Таким образом, деньги, как в известном анекдоте, могут дать лишь тем, кто в них не нуждается. С другой стороны, стоимость предоставляемых ресурсов зависит от ставки рефинансирования, при текущем значении которой в кредитах остается слишком мало льготного.

Правда, согласно Указу № 255 помощь может оказываться и на безвозмездной основе. Но почему-то до сих пор для этого не установлены соответствующие условия. Не стала исключением и новая программа. О безвозмездной помощи там упоминается, но не уточняется, кто, сколько, под какие проекты и на каких условиях сможет ее получить. Возможно, какие-то планы на сей счет у властей имеются и предпринимателей ждут приятные сюрпризы в будущем. Так, выступая с докладом на одном из августовских заседаний Совмина, министр экономики Николай Снопков сообщил о проекте изменений в Указ № 255, согласно которому облисполкомы получат право выделять для создания частных производств гранты в объеме до 20 тыс. USD. Это поможет реализации п. 98 Директивы № 4, согласно которому на развитие предпринимательства должно расходоваться не менее 1% местных бюджетов. Правда, для воплощения в жизнь этих планов нужно как минимум одно условие — наличие денег в казне регионов.

Пока же все эти вопросы не решены, частному малому и среднему бизнесу придется рассчитывать преимущественно на собственные силы.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях