$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Измерение мер поддержки

05.06.2009

Официальная статистика свидетельствует о положительном влиянии проводимой политики государства на малое предпринимательство. Принятие Указа № 255 должно еще более улучшить ситуацию. А как оценивают условия работы сами представители бизнеса? Какая помощь им необходима? Насколько реально сегодня открытие новых предприятий и трудоустройство на них работников, высвобождаемых с крупных производств? Свое мнение читателям «ЭГ» высказывает председатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов.

— Принимать определенные меры по развитию малого предпринимательства необходимо. Он — основа бизнеса любой цивилизованной страны, базис экономики, надежда и опора в условиях кризиса. Но в Беларуси таким субъектам хозяйствования не уделяется должного внимания. В результате они находятся в упадке, несмотря на количественный рост.

Увеличение числа предприятий обусловлено всего лишь искусственным стимулированием перехода в статус юридических лиц бывших ИП и умышленным дроблением некоторых средних компаний ради пользования благами упрощенной системы налогообложения. При этом в реальности значительно частный бизнес не вырос — ни по доле в ВВП страны, ни по другим количественным и качественным показателям.

Для выправления ситуации необходимо принятие ряда мер. Одной из них стал Указ Президента № 255. В нем мы видим ряд положительных моментов. В частности, в документе дана точная классификация критериев малых предприятий, предложенная деловым сообществом, прописаны четкие формы их финансовой поддержки. В результате увеличатся возможности ныне действующих бизнес-структур для расширения деятельности.

Но сейчас главное — в максимально сжатые сроки принять закон о поддержке предпринимательской деятельности. Только в нем мы видим основу создания системы комплексной помощи малым формам бизнеса, которая позволит рассчитывать на их бурный количественный и качественный рост.

Среди факторов, которые помогут субъектам хозяйствования, выделю создание при помощи государства индустриальных зон (кластеров), специализированных научных институтов, снижение штрафных санкций, организацию курсов переподготовки и повышения квалификации бизнесменов и менеджеров, ежегодные парламентские слушания по проблемам предпринимательства и т. д.

Именно от решений, которые последуют за Указом № 255, зависит, принесет ли практическую пользу этот документ. Ведь сегодня одни нормы законодательства нередко блокируют реальный эффект от других. Так, начать бизнес «с нуля», особенно в сфере производства, несмотря на упрощение регистрации, по-прежнему трудно — большинство административных препонов сохранилось. Об этом могу судить и на личном примере. Совместно с партнерами совершив все подготовительные работы за 3-4 месяца, мы, несмотря на богатый стаж предпринимательской деятельности, в течение двух лет так и не смогли открыть один из объектов. Каково же новичкам в этой сфере? Чтобы не отбить у них охоту заниматься бизнесом, надо всячески оберегать и помогать начинающим. И хотя Указ № 255 многое делает в этом направлении, но в одиночку с данной задачей он справиться не в состоянии.

В заключение отмечу, что минусом данного Указа является отсутствие ограничений критериев малых предприятий по выручке. Это может привести к злоупотреблениям. Не удивлюсь, если через некоторые структуры нечистоплотные дельцы прокрутят миллионы долларов. Необходимо определить верхний предел для малого бизнеса, скажем, по аналогии с критериями ЕС — до 10 млн. EUR в год. Ведь численность — не всегда определяющий фактор.

Антон БОЙКО