$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Изменены Правила автомобильных перевозок грузов

23.02.2016

Постановлением Совмина от 5.02.2016 № 102 (далее – постановление № 102), вступающим в силу с 11 марта 2016 г., внесены изменения в Правила автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила)

Постановление № 102 принято в целях приведения в соответствие некоторых положений Правил, касающихся необходимости оформления при международных автомобильных перевозках грузов одновременно двух транспортных документов, с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов и Законом от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

При этом в новой редакции изложены п.п. 15, 22 и 340 Правил. В результате для автомобильного перевозчика и грузоотправителя определены отдельные перечни документов (транспортных, грузосопроводительных, документов на транспортное средство), которые они должны предоставить (обеспечить предоставление) водителю для выполнения автомобильных перевозок грузов.

В настоящее время согласно п. 15 Правил автомобильный перевозчик должен в срок, определенный в договоре об автомобильной перевозке груза, подать на погрузку грузовое транспортное средство, пригодное для автомобильной перевозки данного вида груза. В новой редакции п. 15 Правил существенно расширен. При этом установлено, что автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю следующие надлежаще оформленные документы:

– путевой лист;

– свидетельство о регистрации (технический пас­порт, технический талон) механического транс­портного средства, прицепа (прицепов) к нему;

– документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;

– документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

– копию договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является его собственником;

– санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима), за исключением транспортных средств, выполняющих международные перевозки;

– специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов).

Для выполнения международных автомобильных перевозок грузов дополнительно к перечисленным документам автомобильный перевозчик должен передать водителю:

– разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– сертификаты об экологической и другой безопасности грузового транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– сертификат соответствия грузового транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– книжку МДП (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14 ноября 1975 года);

– международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– свидетельство о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятым в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима);

– термограммы (листки контроля температурного режима) при автомобильной перевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима;

– регистрационные листки (тахограммы) при использовании аналогового тахографа в соответствии с законодательством Республики Беларусь, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г., и иными международными договорами Республики Беларусь.

В свою очередь, согласно новой редакции ч. 2 п. 22 Правил грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю грузосопроводительные документы, к которым относятся:

– ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

– карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

– фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

– сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

– разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);

первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Республики Беларусь), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

– иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.

Напомним, что форма товарной накладной и порядок ее оформления определены Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утв. постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192. Бланк товарной накладной формы ТН-2 является первичным учетным документом, содержащим стоимостные показатели перевозимого товара.

Нормативное закрепление оформления товарной накладной ТН-2 вместо товарно-транспортной накладной ТТН-1 в качестве сопроводительного документа на груз при экспорте товаров не будет противоречить требованиям раздела II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

В связи с изменениями, внесенными в п. 22 Правил, ч. 1 п. 21 Правил дополнена нормой, в соответствии с которой автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке, в т.ч. если ему не были переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

При этом сохранены действующие и сейчас основания для отказа в приемке груза к автомобильной перевозке автомобильным перевозчиком:

– груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

– груз не соответствует принятому к исполнению заказу;

– масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства;

– движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено.

В указанных случаях заказчик автомобильной перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

В новой редакции ч. 1 п. 22 Правил уточнен перечень случаев, когда грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке (в настоящее время в тех же случаях на автомобильного перевозчика возлагается обязанность не принимать груз к автомобильной перевозке). С 11 марта 2016 г. в него будут входить следующие случаи:

– автомобильная перевозка такого груза запрещена законодательством Республики Беларусь;

– при выполнении внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены товарно-транспортной накладной, за исключением выполнения автомобильной перевозки грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде электронных документов не оформлен грузоотправителем и не представлен реестр товарно-­транс­портных накладных, создаваемых в виде элект­ронных документов, по примерной форме согласно приложению 5-1 к Правилам. Данный реестр составляется грузоотправителем после передачи грузополучателю товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и представления перевозчику на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком (далее – материальный носитель), переданных грузополучателю товарно-транспортных накладных;

при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной «CMR» (в настоящее время подобное основание для непредъявления груза к автомобильной перевозке отсутствует);

– предъявленные к автомобильной перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной автомобильной перевозке на одном грузовом транспортном средстве;

на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы (сейчас здесь говорится только о сертификатах и только при выполнение внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов).

Как и прежде, автомобильный перевозчик не должен будет принимать груз к автомобильной перевозке в случае, когда груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.

Сохраняется и запрет на выполнение внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов товарного характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь первого и третьего экземпляров товарно-транспортной накладной, за исключением выполнения автомобильной перевозки грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – без переданной грузоотправителем грузополучателю товарно-транс­портной на­кладной в виде электронного документа, содержащейся на материальном носителе, без реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и без нахождения таких накладных в системе электронного документооборота.

Дополнен перечень видов автомобильной перевозки грузов, выполнение которой допускается без оформления товарно-транспортной накладной: к перевозке грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, а также грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя, добавлена автомобильная перевозка грузов за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-транспортная накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем.

В связи с изменениями, внесенными в п.п. 15 и 22 Правил, существенно сокращен перечень документов, которые должен иметь при себе водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов, в зависимости от вида перевозки и перевозимого груза (п. 340 Правил). С 11 марта 2016 г. в него будут входить только:

– полученные от автомобильного перевозчика документы, указанные в п. 15 Правил;

– полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в п. 22 Правил;

– карточка водителя (при управлении транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);

– свидетельство о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов (при выполнении международных автомобильных перевозок);

– иные документы в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь.

Отметим, что в настоящее время этот перечень содержит 26 (!) позиций.

А с учетом того, что п. 353 Правил дополнен нормой, согласно которой автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством Республики Беларусь), но при этом проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов он не обязан, можно сказать, что принятие постановления № 102 существенно упрощает жизнь перевозчикам, снимая с них груз ответственности за правильность оформления сопроводительных документов.

А п. 357 Правил, содержащий перечень обязанностей грузоотправителя, дополнен нормой, согласно которой он должен оформлять в установленном порядке путевой лист и обеспечивать предоставление автомобильному перевозчику оформленных товарно-транс­портных накладных, реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, товарных накладных, других транспортных и грузосопроводительных документов в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

При этом в п. 376 Правил уточнено, что за неоформление (сейчас – за отказ от оформления) или неправильное оформление товарно-транспортной накладной, реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, а также путевого листа грузоотправитель (грузополучатель) выплачивает неустойку автомобильному перевозчику в размере, предусмотренном в соответствующем договоре.

Кроме того, в абз. 3 п. 381 Правил установлено, что грузоотправитель при выполнении международных автомобильных перевозок несет ответственность в т.ч. за убытки автомобильного перевозчика, возникшие вследствие отсутствия или неверного заполнения товарно-транспортной накладной (в настоящее время здесь говорится только о ее неверном заполнении), а также отсутствия или неверного заполнения грузосопроводительных документов и сведений, необходимых для оформления таможенных и иных документов, которые должны быть оформлены до выдачи груза грузополучателю, за исключением случаев вины автомобильного перевозчика.

Республиканским органам государственного управления поручено в месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением № 102 и принять иные меры по его реализации.

Автор публикации: Александр ГАНАГО